Прошлый год ознаменовался двумя важными событиями: число выданных жителям Коми банковских карт превысило один миллион, а количество операций по оплате товаров и услуг картами впервые превысило сумму операций, связанных с получением наличных денег через банкоматы. И если раньше банки активно развивали инфраструктуру в крупных городах, то сейчас все больше внимания начинает уделяться районам.
В 2013 году в среднем через расчетную сеть в республике ежедневно проводилось 31 тысяча операций использованием банковских карт на 4,2 миллиарда рублей. В прошлом году жители Коми совершили 36 миллионов операций по оплате услуг банковскими картами и 25,4 миллиона операций по снятию наличных. Таким образом, доля операций по безналичной оплате товаров и услуг (59 процентов) впервые превысила долю операций, связанных с получением наличных (41 процент). В 2012 году соотношение было 46 к 54 процентам. Но если переводить операции в деньги, то в 2013 году жители Коми на оплату услуг и товаров при помощи банковских карт потратили 34,89 миллиарда рублей, а вот сняли с карт 148,1 миллиарда.
Как сообщили «КомиОнлайну» в Национальном банке Коми, кредитные организации эмитировали уже более 1,1 миллиона карт, причем 60 процентов из них выпущено в рамках зарплатных проектов, программ по выплате пенсий и стипендий.
Наряду с выдачей карт банки развивают соответствующую инфраструктуру, позволяющую использовать их карточные продукты. В первую очередь это установка банкоматов и POS-терминалов для безналичной оплаты товаров и услуг в магазинах, сервисных организациях, точках общепита. На сегодня в республике установлено уже более 1,5 тысячи банкоматов и около 9,3 тысячи POS-терминалов. Инфраструктура, предназначенная для безналичных расчетов в торгово-сервисных точках, ежегодно расширяется в среднем на 40 процентов. До 2013 года наиболее динамичное развитие инфраструктуры в Коми наблюдалось в Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Печоре, где проживает наибольшее количество жителей. С 2013 года банки начали инфраструктурное расширение в сторону сельских районов. К примеру, за 2013 год количество терминалов в торгово-сервисных точках Ижемского района увеличилось почти в 13 раз (с 6 до 76), Троицко-Печорского района – почти в 5 раз (с 6 до 29). В других сельских районах отмечается схожая тенденция.
Развитие инфраструктуры для совершения безналичных расчетов способствует увеличению суммы и количества операций с использованием банковских карт. В 2013 году картами было оплачено 18 процентов от общего объема платных услуг населению, оборота розничной торговли и общественного питания (в 2012 году – 11 процентов, в 2007 году – 0,6 процента). Расширяется и перечень операций, которые можно выполнить с использованием банковских карт. «Если в недалеком прошлом банкомат рассматривался исключительно как устройство для получения наличных, то на сегодня банкомат – это многоцелевое устройство, с помощью которого можно оплатить ЖКУ, услуги связи, рассчитаться за детский сад, погасить кредит, перевести деньги другому лицу, пополнить депозит», - отметили в Нацбанке.
При установке банкоматов кредитные организации ориентируются на количество потенциальных клиентов, которые смогут им воспользоваться. Затраты на установку и обслуживание банкомата высоки, поэтому они устанавливаются в местах массового скопления граждан и там, где обеспечивается наибольший уровень безопасности. Такой подход приводит к ситуации, когда в больших по площади районах, но с низкой плотностью населения доступность банкоматов весьма низкая.
Проблема низкой обеспеченности банкоматами отдельных районов республики стоит достаточно остро. Так, на весь Усть-Цилемский район установлено всего пять банкоматов, а на Троицко-Печорский район приходится шесть банкоматов. Нередко держатели банковских карт, особенно участники зарплатных проектов, становятся заложниками ситуации, когда деньги на карте есть, а получить их наличными затруднительно.
«Наряду с ростом популярности банковских карт у жителей Коми существует явная диспропорция в распределении банкоматов и POS-терминалов по региону. Особенно остро эта проблема стоит в малонаселенных городах и сельских районах. И тем не менее очевидно, что с течением времени ситуация меняется: инфраструктура для обслуживания держателей карт постепенно и неуклонно расширяется, показывая положительную динамику», - заключают в Нацбанке.
Фото с сайта mkpbank.ucoz.ru
Комментарии