В начале августа «ГЛАВконтроль» предложил родителям республики поучаствовать в интернет-опросе на тему незаконных поборов в школах и детских садах. Всего в опросе приняли участие 1322 родителей: 91 процент - жители Коми, 7,5 процента - представители других регионов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Алтайский край) и 1,5 процента - ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан). По республике в опросе приняли участие родители из всех городов и районов, но большинство респондентов оказались из Сыктывкара (36,2 процента), Печоры (13,7 процента), Ухты (8,7 процента), проявили заинтересованность и жители Сосногорска, Инты, Княжпогостского района и Эжвы. Наиболее активно на призыв принять участие в опросе откликнулись родители дошкольников (61,4 процента). Причем проблема дополнительных денежных сборов вызвала интерес и у родителей, чьи дети посещают частные детские сады (их оказалось 2,4 процента). В общеобразовательных школах обучаются дети 31,4 процента респондентов, в гимназиях или лицеях – 4,5 процента.
Согласно результатам опроса, сдавать деньги на подготовку к новому учебному году пришлось 91 проценту опрошенных, причем в основном сумма сбора составляла от 500 до 1500 рублей (34 процента ответов). Однако большинству родителей, чьи дети получают образование в гимназиях и лицеях, необходимо было заплатить более 3000 рублей (32 процента) или от 1500 до 3000 рублей (26 процентов).
Большая часть опрошенных даже не помнят, на что конкретно сдавались деньги: родители дошкольников сдают средства в основном на ремонт детского сада, а родители школьников - на учебники, дополнительные пособия и рабочие тетради.
Большая часть родителей (59 процентов) сдавали деньги лично в руки учителю или воспитателю (еще 26 процентов выбрали вариант ответа «другое»). То есть под бухгалтерский учет попали лишь 6 процентов поступивших средств. Такой способ сбора средств может стать причиной проверок и принятия мер по отношению к руководству школ и детсадов.
Выбирая ответ «другое» респонденты имели возможность дать дополнительные комментарии, из которых стало понятно, что родительский комитет или другие стихийно возникающие родительские объединения действуют в амплитуде от цивилизованного родительского самоуправления, направленного на интересы детей и образовательного учреждения, до повадок и технологий коллекторских агентств («…сдавали в руки представителям родительского комитета после многочисленных требований и телефонных звонков», «…сдавали председателю родительского комитета, никаких официальных бумаг, кроме «Если не заплатите, мы поставим двойку в четверть и год», «ежедневно «бомбили» sms-ками, в том числе поздно вечером и ночью. Поэтому ничего не сдавала. Грабеж!»). Образовательные учреждения при этом занимают позицию сторонних наблюдателей: «Деньги собирает родительский комитет, и все оформляется как спонсорская помощь, либо сам же родительский комитет покупает учебники, делает ремонт. А школа как бы и ни причем...», «В нашей школе администрация дрожит при слове коррупция, заикнуться боится про взносы, и, поэтому наша школа в аварийном состоянии - 30 лет без капремонта, где учиться небезопасно. Этого вы добивались? В школе нет коррупции - она в руинах ...». Хотя есть и другие варианты, когда в группах детских садов вывешиваются на стендах или пускаются по рядам во время родительских собраний «листки позора» с должниками. Ответственные специалисты образовательных учреждений постоянно напоминают и стыдят ребенка за долги по добровольным взносам родителей, оказывая тем самым сильнейшее психологическое давление.
В ходе опроса подтвердилась и информация о том, что родители дошколят и школьников вынуждены оплачивать дополнительные услуги, предоставляемые образовательными учреждениями: 40 процентов респондентов сообщили, что у них все в бесплатно, либо они платными услугами не пользуются, а 29 процентов респондентов оплачивают платные услуги в соответствии с договором и по квитанции. Оставшийся 31 процент опрошенных выразили спорные с точки зрения законности варианты оплаты образовательный услуг: наличными непосредственно работникам образовательного учреждения (22 процента) или родительского взносом по квитанции (9 процентов).
Стоит отметить, что 60 процентов респондентов из числа тех, кто не пользуется дополнительными услугами или отказывается их оплачивать, готовы платить, но при условии наличия договора. А вот ситуации, которые описывали некоторые родители: «… постоянно надоедают, и приходиться оплачивать», «Очень настойчиво просила воспитатель, вплоть до телефонных звонков домой, но я ничего не собираюсь оплачивать», «…оплачиваем родительский взнос по квитанции ежемесячно, при этом требуют предоставлять квитанцию в лицей для подтверждения произведенной оплаты. Отсутствие «долгов» по родительским взносам является пунктом обходного листа по окончании учебного года. Детям говорят, что пока обходной лист не будет заполнен, в следующий класс его не переведут».
Специалисты «ГЛАВконтроля» внимательно отслеживали все дискуссии и комментарии, которые разворачивались вокруг размещаемой на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях информации о проходящем опросе. Поэтому после возмущения работников образовательных учреждений «ГЛАВконтроль» объявил новый интернет-опрос и направил в министерство образования Коми анкету экспертного опроса.
В интернет-опросе приняли участие 44 респондента, из них — 1 руководитель образовательного учреждения. Почти половина (47,7 процента) опрошенных из числа работников образования посчитали, что в школах и детских садах республики существует проблема необоснованных дополнительных денежных сборов, а оставшиеся 52,3 процента отрицают, что проблема поборов существует. При этом 81,8 процента опрошенных работников образования говорят о том, что им приходится вкладывать собственные средства в оснащение или благоустройство класса, группы, школы или детского сада, где они работают. Почти половина сотрудников (48,7 процентов) делают это регулярно, 1-2 раза в год — 33,3 процента. Педагоги из личных средств вкладывают: 500 рублей (23,1 процента), от 500 до 1500 рублей (33,3 процента), от 1500 до 3000 рублей (20,5 процента), более 3000 рублей (23,1 процента).
Организовывать сбор средств с родителей на что-либо за последний год приходилось 43,2 процента опрошенных, остальные свое участие в поборах отрицают. По мнению 43,6 процента педагогических работников, родители реагируют на ситуацию сбора денег скорее доброжелательно, с пониманием, негативно — 20,5 процента. С острыми конфликтными ситуациями и выраженным негативом при необходимости сбора средств никто из респондентов не сталкивался.
Участники опроса не имеют единого мнения по поводу допустимости дополнительных сборов на приобретение канцтоваров, игрушек, учебных пособий, питьевой воды, организацию праздников, оплату ремонтных работ. Однако педагоги считают недопустимыми сборы средств на подарки сотрудникам и необоснованно дорогие строительные материалы, интерьерные излишества, ненужные гаджеты, охрану. Все участники опроса отмечали недостаточное финансирование образовательных учреждений и значительную изношенность материально-технической базы, которые и приводят к тому, что каждый решает проблемы, как может – кто за счет родителей, кто за свои личные средства, а в большинстве своем - и так, и так.
От регионального минобраза в исследовании «ГЛАВконтроля» принял участие только один эксперт. Опираясь на полученную от него информацию, специалисты проекта подвели итоги и дали рекомендации участникам образовательного процесса.
Во-первых, все вопросы денежных сборов в детских образовательных учреждениях регламентируются законами (Гражданский кодекс, федеральные законы об образовании, защите прав потребителей, постановление правительства об утверждении правил оказания платных образовательных услуг).
Во-вторых, несмотря на благозвучные формулировки «на нужды школы или детсада», «добровольный родительский взнос», все, что не регламентировано договором, не подтверждается квитанцией или приходным ордером и не является личным желанием родителя участвовать в благотворительной деятельности, - незаконно.
В-третьих, родители не должны сдавать средства на: реализацию образовательных программ, содержание которых определено федеральным государственным образовательным стандартом, на питание детей в 1-4 классах, на подготовку к прохождению ЕГЭ по русскому языку и математике, на присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, на прохождение ГИА, на участие в конкурсах и олимпиадах.
В-четвертых, сбор средств администрацией школы или детсада возможен при соблюдении следующих условий: закрепление данного права в уставе и постановление учреждения об оказании платных образовательных услуг, принцип добровольности, то есть, давать или нет – решать родителям. Исключить из школы или садика ребенка в том случае, если вы не станете оплачивать эти расходы, никто не имеет права. Еще четыре условия - перечисление средств по безналичному расчету, перечень платных услуг с указанием их стоимости в договоре, целевая направленность сборов, подотчетность и прозрачность.
Поборы, по мнению «ГЛАВконтроля», по-прежнему используются школами и детсадами из-за слабой разъяснительной работы с родителями и их низкой гражданской активности.
Фото с сайта artleo.comartleo.com
Комментарии