Кредитование частных лиц
В частности, 24 банка из 62, которые принимали участие в исследовании ЦБ, ужесточили условия кредитования по всем видам розничных кредитов, 30 банков не изменили их, а остальные смягчили. Причиной этого стали уровень кредитной нагрузки, динамика реально располагаемых доходов населения и платежная дисциплина заемщиков.
ЦБ отмечает, что из-за этого некоторые банки изменили политику в части выдачи необеспеченных кредитов, пишет «РБК».
Для розничных заемщиков банки также повысили ставки по кредитам. Об увеличении процентных ставок по потребительским кредитам сообщили 28 банков. «Банки повышением ставок хотели закрыть те затраты, которые они направляли в растущие резервы по розничным кредитам, чтобы улучшить свои финансовые результаты», – говорит топ-менеджер розничного банка, входящего в топ-60. Рост просрочки по розничным кредитам в этом году ускорился. Так, в первом квартале 2014 года просрочка, по данным ЦБ, выросла на 13 процентов, до 498 миллиардов рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года ее рост составил 9,9 процента (до 344 миллиардов).
Согласно данным ЦБ, изменения в политике кредитования банков не коснулись лишь ипотечных заемщиков. «В ипотеке, как и в любом другом продукте, есть свои риски, но он достаточно защищен с точки зрения залога, – сообщил «РБК» владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев. – Ипотека остается практически единственным продуктом, по которому поведение заемщика практически не изменилось с момента начала событий на Украине и девальвации рубля. И за это время просрочка по ипотечным кредитам не выросла».
Корпоративные кредиты стали недоступнее
Также 24 банка повысили ставки для крупных корпоративных заемщиков, 20 банков ужесточили требования к финансовому положению заемщиков, десять – к обеспечению по кредиту. Некоторые банки уменьшили лимиты и сроки кредитования своих клиентов. При этом банки не стали смягчать условия обслуживания кредитов, отмечает ЦБ. При выборе заемщиков банки свое предпочтение стали отдавать предприятиям с государственным участием, в том числе компаниям оборонной промышленности, а также IT-компаниям.
Банки пошли на ужесточение условий по кредитам из-за снижения доступности внутреннего и внешнего фондирования, отметил ЦБ. «Из-за обострения внешнеполитической обстановки многие банки лишились возможности привлекать средства на западных рынках. Это привело к тому, что в среднем по рынку ставки выросли на 1,5–3 процента. Это повышение зеркально отразилось и на стоимости кредитов для корпоративных заемщиков, ставки по ним выросли примерно на столько же», – отмечает директор департамента корпоративного бизнеса региональной сети банка «Абсолют» Вячеслав Безруков. По его оценке, ставки по вновь выдаваемым кредитам на срок до года составили 12,5–14 процентов годовых, более года – 13–14,5 процента годовых.
«Из-за волатильности национальной валюты и неуверенности в перспективах развития ситуации к фондированию на зарубежных финансовых рынках отдельные банки отмечали трудности в оценке и кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов крупных компаний с импортной составляющей», – отметил ЦБ в своем исследовании.
Рост на госденьги
Действительно, пассивы банковской системы в первой половине года росли в основном за счет госсредств, на долю этих источников за семь месяцев 2014 года пришлось 97 процентов прироста (за весь 2013 год тот же показатель составил 22 процента). В результате доля госсредств в пассивах банков составила 12 процентов. Средства населения, которые были драйвером роста в последние три года, в 2014 году обеспечили только 8 процентов прироста. При этом валютные пассивы сократились почти на 20 процентов.
Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин отмечает еще одну причину перекоса в сторону фондирования со стороны ЦБ и бюджета – нерастущие депозиты населения. «Это исторически нехарактерно для российской банковской системы, это уникальная ситуация. Даже в острую фазу кризиса 2009 года ситуация развивалась лучше: средства населения благодаря возросшей норме сбережения, вызванной в том числе очень высокими – в отдельных случаях до 22 процентов годовых – ставками, помогли банкам очень быстро рассчитаться по дорогим, сопровождающимся административным контролем со стороны регулятора, беззалоговым кредитам ЦБ», – замечает Е.Надоршин.
Причина – в нерастущих ставках по депозитам, которые остались практически на уровне прошлого года, не отреагировав на существенно возросшие риски в экономике и ослабление рубля, который только с лета упал больше, чем на 10 процентов, поэтому неудивительно, что ни населению, ни юрлицам сейчас не интересно размещать средства на рублевых депозитах в банках, отмечает Е.Надоршин. «В то же время спрос на кредиты есть, и он существенный. Банки в этих кредитах стараются не отказывать, и источником становятся средства ЦБ и средства, размещаемые федеральным бюджетом», – добавляет он.
Растущая зависимость от госсредств может привести к более высоким рискам. «Проблема заключается в том, что в большинстве своем эти средства краткосрочные. И когда банки используют их на кредитование, причем выдают длинные кредиты, они берут на себя приличный риск. Например, при значительном изменении ключевой ставки кредиты, которые были выданы до этого, становятся невыгодными. Так случилось с кредитами, выданными в начале года, многие из которых после повышения ставки на 2,5 п.п. стали фактически убыточными», – отмечает Е.Надоршин.
|
|
Фото с сайта www.1prime.ru
Комментарии