Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 2 октября, 2014, 11:55 1622 2

Россиян не покидает ощущение, что в стратегическом смысле все плохо

«КомиОнлайн» представляет выдержки из опубликованных в журнале «Большой город» выступлений на круглом столе «Почему россияне несчастны?», состоявшемся 1 октября в Москве.

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон:

«Мы регулярно задаем россиянам вопрос «Что бы вы могли сказать о своем настроении?». С 1993 года по 2000 год преобладали негативные настроения. В 2000 году «взошло солнце» и с тех пор оно не гасло. В нулевые индекс вышел в плюс. К декабрю 2011 года настроение россиян было в 2,7 десятых раза лучше старых показателей. К февралю 2012 года было значительное увеличение количества довольных своим настроением людей, «счастье стало бить в потолок».

С взятием Крыма эти показатели выросли еще больше. Таким образом, счастливы россияне или нет, сказать сложно. Но настроение у нас хорошее часто именно тогда, когда происходят не совсем приятные события в мире.

В сентябре этого года «Левада-центр» замерил рейтинг одобрения президента Владимира Путина. Выяснилось, что показатель доверия равен 87 процентам. То есть работает принцип «Царь хороший, бояре плохие».

Русские люди любят объединиться вокруг каких-то событий или человека. Долгое время это была победа во второй мировой войне. Теперь это виртуальные вещи: присоединение Крыма и виртуальный лидер в Кремле.

Но это не отменяет того факта, что люди не удовлетворены своим экономическим положением и экономическим положением страны. При всем росте, который был достигнут за это время, не было выполнено две вещи: благосостояние так и не сравнялось с уровнем последних советских лет, а цены растут, то есть нет стабильности.

Под стабильностью граждане понимают не стабильность политического строя, а стабильность цен. В советском прошлом на ложке была выбита цена 7 копеек, цены не менялись. Сегодня значительный рост цен пугает людей. «Цены растут, будут расти, ни на что нельзя надеяться, все будет только хуже», - говорят респонденты. Поэтому и ощущение счастья не наступает.

Меня лично удручает состояние раздраженности и недовольство общества. В нашем комьюнити защитной реакцией человека на все является плохое настроение. Человек с плохим настроением имеет больше прав, чем с хорошим».

Психолог Людмила Петрановская:

«В России табуировано признание успеха. Зачастую показатели счастья и поведения человека в обществе зависит от того, откуда ощущается угроза. Если это конкурентная культура (США), где страшно показать слабость, всегда есть угроза от конкурентов. Человеку приходится играть в сильного.

В России же ситуация обратная. Россияне не боятся конкурентов, угроза исходит «сверху». Поэтому надо играть в слабого. Демонстрировать успешность в России пошло.

От нищеты российское общество перешло к среднему классу, это большой скачок. Люди, наконец, сделали ремонт и съездили в Турцию. Скачок от достатка к богатству не так даже важен, как от нищеты к достатку.

Народ начал осматриваться, появилось волонтерское движение, урбанистика, благотворительность. Именно тогда многие граждане задумались о гражданском обществе. Люди вышли на Болотную и на Сахарова. Удовлетворив самые базовые потребности, мы захотели чего-то большего. Тогда впервые за многое время появились вопросы по поводу выборов, гражданских прав, свободы слова.

А теперь модно говорить, «что вам не живется, велодорожки и парки сделали, доходы растут». Но россияне чувствуют себя аутсайдерами. Дорогая нефть, казалось бы, такие возможности, а ничего нет. Власть не у людей, экономики нет, за будущее страшно. В глубине – ощущение проигрыша. Людей не покидает ощущение, что в стратегическом смысле все плохо.

Россия сегодня ассоциируется у людей с поездом, несущимся в пропасть. Можно говорить,

какие мягкие кресла в этом поезде, какой был вкусный обед, но это не отменяет того факта, что поезд едет в пропасть».

Профессор Лаборатории сравнительных социальных исследований Высшей школы экономики Кристиан Вельцель:

«Мы работает в ста странах мира. Показатели, которые мы видим в России – это исключительный случай, который требует отдельного изучения.

В девяностые годы мы задавали гражданам два вопроса: «Насколько вы счастливы?» и «Насколько вы удовлетворены своей жизнью?». Выяснилось, что 75 процентов россиян довольны жизнью. Но когда мы повторно провели исследование спустя четыре года, эти показатели резко упали до уровня развивающихся стран. Таким образом, мы наблюдаем американские горки.

Существует некая параллель между средним уровнем счастья людей по стране и показателями ВВП. Смотря на рост ВВП, можно с 80 процентной вероятностью определить уровень счастья населения страны.

Однако в странах Латинской Америки эти показатели не работают. Там уровень ВВП гораздо ниже реального уровня счастья граждан. А в постсоветский странах, включая Россию, уровень счастья зачастую гораздо ниже, чем уровень ВВП.

Высокий уровень религиозности и национальной гордости повышают уровень счастья населения. Однако в России экономическое падение в девяностые годы совпало с уровнем падения религиозности и национальной гордости.

С момента начала правления В.Путина стал наблюдаться рост не только ВВП, но и национальной гордости и религиозности. Это делает систему всех ценностей более консервативной, что мешает развитию демократии в стране».

Россияне стали менее счастливы за прошедший год

Россия оказалась на 65-м месте по качеству жизни пожилых людей

Фото с сайта bg.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама