Мы имеем дело с необычным явлением. Только в XVIII веке женщины имели возможность руководить российским государством. Их было четверо: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. В общей сложности на троне они находились около 60 лет.
XVIII век начинается с одной из самых невинных и необычных императриц – Екатерины I. Говорить о ней можно только вместе с Петром, так как их судьбы были тесно связаны. Он был, с моей точки зрения, одним из самых непредсказуемых, малопонятных и совсем не выдающихся правителей российского государства. Пушкин про него сказал очень точно: «Поднял Россию на дыбы». Согласитесь, конь, вставший на дыбы, - это не очень нормальное положение для лошади. Петр перевернул все и почти ничего не доделал. Какое это отношение имеет к Екатерине? Да самое непосредственное, ведь Петр сломал все традиции престолонаследия и перехода власти. Мало того что он погубил единственного наследника престола - царевича Алексея, - так у него еще было законная жена, которую он бросил. И тут у нас появляется Екатерина, она стала его любовницей в 1702 году. У нее стали рождаться дети, которых, что удивительно, называли царскими детьми. Более того, Екатерина только в 1707 году приняла православие и стала собственно Екатериной. Все это было очень необычно для того времени.
Но вернемся к детским годам Екатерины. Год ее рождения известен примерно – 1684-й.
По официальной версии, она родилась в городе Дерпт, это современный Тарту в Эстонии. В девичестве она была Мартой Скавронской и, скорее всего, была польско-еврейских корней. Родителей она фактически не знала, оба они умерли от чумы. По другой версии, она – латышка, которая родилась недалеко от современного города Кегумс, в крестьянской семье.
Марта Скавронская, по официальной версии, воспитывалась в семье лютеранского пастора Эрнста Глюка. Он был человеком известным, сделал первый перевод библии на латышский язык и считается одним из основателей латышской письменности. Попав в русский плен, он оказался в Москве и основал первую школу в городе. Вот в такой семье выросла Марта Скавронская. Но тут надо иметь в виду вот что: она была неграмотной до конца жизни. Как такое могло произойти, если она росла в просвещенной семье? Есть версия, что она была там служанкой, а не воспитанницей.
Зато девушка была симпатичной. В 18 лет она вышла замуж за шведского драгуна по фамилии Краузе, который тут же погиб на войне. Тогда в осажденной русскими крепости Марту заметил Шереметьев, она ему понравилась и он ее взял в прислуги. Затем ее увидел Меньшиков и увез в Петербург. Там ее увидел Петр и забрал у Меньшикова к себе. Так Марта стала любовницей Петра.
Екатерина стала следовать за ним везде. Сейчас бы это назвали гражданским браком и не видели бы в этом ничего плохого. Но тогда это было совершенно неподобающее поведение для царя, который называет своей «матушкой-царицей» мало того что женщину непонятного происхождения, простолюдинку, так еще и нерусскую. Надо отдать должное Екатерине, которая при этом чувствовала себя естественно, не давала поводов усомниться в верности Петру, взяла на себя все обязанности по дому. Она была своеобразным Распутиным Петра. Современники отмечали, что только Екатерина могла успокоить царя. На нее никто не был зол, никто не предъявлял претензий, и это среди русской-то знати.
Петр брал Екатерину в военные походы, существует даже легенда, как она спасла русскую армию. Это было в 1711 году, когда Петр сдуру пошел в Прутский поход воевать с турками. Русская армия в 38 тысяч человек была окружена 190-тысячной армией турков. При армии находились сам государь и Екатерина на седьмом месяце беременности. Она спасла армию, во-первых, отдав свои драгоценности на взятку визирю, во-вторых, очаровав его беседой и своим видом. Петр в знак заслуг своей жены учредил второй по значимости орден в Российской империи – орден святой Екатерины. Им награждали только женщин.
Петр и Екатерина бракосочетались после похода, с тех пор она официально именовалась царицей. У них было восемь детей. Но почти никто из них не выжил, большинство умирали младенцами. До взрослых лет дожили только две дочери, которые оставили след в российской истории – это будущая императрица Елизавета Петровна и ее старшая сестра Анна, ставшая матерью Петра III.
Наступают последние годы царствования Петра, он объявляет себя императором. Получается довольно странная картина: Петр – император, а жена его – царица. И тогда Петр в 1924 году, за год до смерти, коронует Екатерину императорской короной. Екатерина становится первой российской императрицей, еще даже не ступившей на престол. Так впервые в России образовалось своеобразное двоевластие: император и императрица, равные друг другу по статусу. Екатерину это совершенно не заботило, она была просто хорошей женой Петру и даже иногда сама готовила ему.
Петр скончался 1725 году. И успел в своих реформах напортачить еще раз. В 1722 году он издал указ о престолонаследии, в котором довел абсолютизм до абсурда: он вменил государю обязанность назначать наследника, при этом необязательно из детей. Вроде бы ничего страшного в этом нет, но завещания-то он не оставил. Возникла совершенно дурацкая ситуация: на престол некому было восходить. Тут началась борьба за власть, в результате которой Екатерина стала императрицей всего на два года. Тогда столкнулись интересы двух группировок – старой и новой. Старая – это петровская знать, вышедшая из боярства (Шереметьевы, Апраксины, Голицыны). Новая – это птенцы гнезда петрова во главе с Александром Меньшиковым. Старые были за то, чтобы вернуться к традициям и назначить императором внука Петра - Петра III. Новые выдвигали идею – у нас же есть императрица. Меньшиков тогда сделал гениальный ход: он учел, что в стране появилась новая политическая сила - гвардия. И как бы случайно, когда шло совещание, открылась дверь, и на нем захотели поприсутствовать офицеры Преображенского полка. И как бы случайно Меньшикову стало душно, он открыл окно, а под окнами стоят Преображенский и Семеновский полки, которые кричат, что хотят Екатерину на престол. После этого оппозиции пришлось согласиться.
Она процарствовала два года (1725-1727), хотя была совершенно не приспособлена к управлению. Правила не она, а Меньшиков, на которого Екатерина полностью полагалась.
В 1729 году Екатерина преставилась и была похоронена вместе с супругом.
Комментарии