Необычный прецедент создала прокуратура Самарской области, опротестовав в суде решение местных чиновников о введении дресс-кода в здании регионального правительства. Вступившиеся за джинсы и мини-юбки прокуроры сумели доказать, что разработанная инструкция противоречит действующему законодательству. Между тем Новые известия выяснили, что борьба со всем коротким и обтягивающим ведется сегодня во многих российских регионах.
Разработанная в недрах самарского правительства инструкция стала фактически приговором не только для госслужащих, но и для многих горожан, желающих попасть на прием к чиновнику. В соответствии с пунктом 6 инструкции для постовых милиционеров, несущих вахту у входа в здание областного правительства, категорически запрещено пропускать: «служащих в брюках, длиной до середины икры и выше, узких в голени и коленях, юбках, имеющих длину или разрезы до середины бедра, и джинсовой одежде, а также лиц в майках и блузках, обнажающих плечи, спину и область живота, в шортах, спортивной или грязной, неряшливой одежде или обуви». Дресс-код действовал с осени прошлого года, и за это время его жертвами успели стать журналисты, а также один из советников губернатора. Несоблюдение правил ношения одежды грозило сотрудникам областного правительства серьезным наказанием — вплоть до увольнения. Но, как оказалось, беда не только в чиновниках. Гражданам в слишком обтягивающих брюках, блузках с глубоким декольте, майках, не закрывающих живот, входить в чиновничьи кабинеты также запретили. В числе жертв оказались местные журналисты, внешний вид которых не соответствовал содержанию разработанной инструкции.
Региональная прокуратура в чиновничьем ноу-хау усмотрела нарушение существующего законодательства. Прокуроры говорят, что налицо — социальная несправедливость. Получается, что люди, у которых нет денег на хороший костюм, не могут попасть на прием к чиновникам. «Речь идет о нарушении конституционных прав граждан, — пояснили «НИ» в прокуратуре Самарской области. — Люди могут одеваться так, как им нравится, как им удобно. Также Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» не устанавливает каких-либо требований к одежде гражданских служащих».
Прокуратура указала так же и на то, что в качестве цензоров выступают постовые милиционеры. Именно они определяют, насколько глубок вырез на платье и коротка ли юбка. В инструкции не оговорено, сколько сантиметров — мини, а сколько — нормальная длина. Стражи порядка в этом случае руководствуются собственной интуицией. Победа прокуратуре далась непросто. Первоначально департамент финансово-хозяйственной деятельности областного правительства, принявший скандальную инструкцию, отклонил прокурорский протест. Тогда дело дошло до суда. Только после этого штатные борцы за нравственность сдались и отменили дресс-код. Прецедент, созданный прокуратурой Самарской области, сможет иметь долгоиграющие последствия. Дело в том, что инструкция, содержащая требования к внешнему виду госслужащих и рядовых ходоков, в том или ином виде существует в ряде российских регионов. К примеру, пензенским чиновникам вменяется в обязанность «иметь опрятный внешний вид, носить одежду и обувь классического стиля, неяркой расцветки». Совсем недавно к своим подчиненным внимательно присмотрелся и.о. главы Тюмени Андрей Голоус. В подписанном им распоряжении «Об утверждении правил служебной этики» подробно описано, как должны выглядеть муниципальные служащие. В частности, в документе говорится, что «не допускаются слишком обтягивающие и слишком короткие юбки, разрез которых заканчивается выше десяти сантиметров над коленом, прозрачные, имеющие глубокое декольте, слишком короткие или слишком обтягивающие блузки». Кроме того, местным госслужащим строго-настрого запрещается оголять живот, плечи, спину.
В свое время ввести дресс-код пытались и в парламенте Свердловской области, но местные журналисты выступили с бурным протестом. В Ульяновске попытки переодеть чиновников в классические костюмы предпринимались неоднократно. К примеру, глава региона Сергей Морозов, когда только вступил в должность, не преминул отчитать подчиненных за чересчур фривольный внешний вид. Его поддержал и мэр Ульяновска Сергей Ермаков. «Если бы я тут сидел перед вами в мятой майке и джинсах, вы бы сами сказали: откуда ты такой выкатился? Давайте же уважать здание, в котором мы работаем, и свою должность», — заявил градоначальник. Успех самарских прокуроров наверняка побудит к решительным действиям коллег в других регионах страны. Так что консервативным руководителям, скорее всего, придется вновь созерцать подчиненных в декольте и мини-юбках.
Комментарии