Схемы, которые используют аферисты для оболванивания доверчивых жителей Коми, остались прежними. Самые распространенные – это выставление объявлений о продаже несуществующих вещей на сайтах и рассылка сообщений с пугающей фразой «Ваша банковская карта заблокирована».
Первым способом было обмануто пять человек. Жители республики находили на сайтах бесплатных объявлений (зачастую это был avito.ru) информацию о продаже чего-либо, связывались с продавцами, которые просили перевести деньги (полную сумму или предоплату), после чего стыдливо переставали выходить на связь. Покупатель лишался денег, а товар не получал.
Сыктывкарец, желавший купить оргтехнику, потерял таким образом 40 тысяч рублей, его коллега по несчастью, нуждавшаяся в иномарке, перечислила 19 тысяч 800 рублей, другой покупатель автомобиля отдал мошенникам 150 тысяч рублей, молодая мама, хотевшая приобрести детскую коляску, осталась без 28 тысяч рублей, а женщина, которая мечтала купить щенка, перевела мошенникам 9 тысяч рублей.
Столь же часты были случаи, когда с банковскими картами или счетами граждан якобы что-то случалось. От такого вида мошенничества пострадало семь человек. Обычно к ним на телефон приходило сообщение о том, что их карта заблокирована или счет аннулирован. Испугавшиеся получатели перезванивали по указанному в sms номеру, их собеседник представлялся работником банка и предлагал помощь в решение проблемы. Под диктовку афериста граждане переводили деньги со счетов или сообщали секретные данные карты. Всего жители Коми за месяц отдали злоумышленникам 342 тысячи 900 рублей.
Произошло несколько и не вполне стандартных мошенничеств, хотя такая схема отъема денег не нова. Так, 29-летняя сыктывкарка, потерявшая телефон, разместила объявление о его пропаже на одном из сайтов. Через несколько минут ей перезвонил некий мужчина, который рассказал, что нашел ее мобильник, и попросил вознаграждение. Она перевела ему на счет 4 тысячи рублей, даже не убедившись, что мужчина действительно нашел телефон. После этого он на связь больше не выходил.
В другом случае пострадавшей оказалась жительница другого региона, а мошенником – уроженец Коми. Жительница города Воткинск Удмуртской республики сидела в декретном отпуске и решила немного поработать удаленно. В интернете она нашла соответствующую вакансию, но для устройства требовалось сначала сделать первоначальный взнос – 1 тысячу 32 рубля. После того как женщина перевела деньги, «работодатель» сообщил номер, под которым потерпевшая находится в очереди по устройству на работу. Однако чтобы не терять времени, ей предложили внести еще 1 тысячу 600 рублей. Женщина отказалась от предложенной услуги, а когда захотела вновь войти на сайт, потерпела неудачу. Так она поняла, что ее обманули. Полицейские установили, что деньги поступили на банковский счет, открытый в Инте, куда и были направлены материалы уголовного дела. Затем был обнаружен владелец счета. Им оказался местный житель, против которого завели уголовное дело.
Также мошенники обманули пожилую сыктывкарку, на телефон которой позвонил мнимый банковский работник и сообщил, что ей полагается компенсация за ранее купленный некачественный аппарат. Мошенники на протяжении месяца обманывали женщину. Сначала ее просили перевести деньги в счет погашения комиссии, после этого появился взнос для налоговой службы, затем комиссия за оформление документов. Всего она потратила около 600 тысяч рублей.
Еще два человека пострадали от действии аферистов прямо на работе. Мужчина, работающий разносчиком суши, в первый рабочий день лишился 4 тысяч 500 рублей. Ему поступил заказ о доставке. Он поехал по адресу, но по дороге ему позвонил заказчик и попросил купить бутылку коньяка, а также пополнить баланс телефона. Разносчик, не чувствуя подвоха, перевел деньги, а, приехав на место, потерпевший так и не дождался его. Аналогичный случай произошел и с доставщиком пиццы. Он потерял 9 тысяч рублей.
Также на сайте МВД по Коми появилось крайне загадочное сообщение о четырех произошедших мошенничеств, в которых пострадавшие лишились 20 тысяч рублей, но никаких подробностей написано не было.
В копилке: 1 миллион 229 тысяч 832 рубля
Пострадало: 21 человек
Элементарные правила, как не попасть на уловку мошенников
Если вам на телефон позвонил неизвестный, не спешите выполнять его просьбы, тем более, если речь идет о передаче денег. Если вам позвонили и сообщили, к примеру, об аварии, участником которой якобы стал ваш родственник, убедитесь в достоверности полученной информации. Если звонивший говорит, что родственник задержан, спросите, в какое отделение полиции он доставлен. Узнав это, позвоните в указанное отделение полиции поинтересуйтесь, действительно ли ваш родственник находится там.
Помните, что основной целью мошенников является застать вас врасплох, создать для вас внештатную ситуацию, сыграть на чувствах, создать реальную картину происходящего и, используя это, получить материальную выгоду.
Мошенник хочет заставить вас совершить следующие действия:
- позвонить человеку, который постарается убедить вас перечислить (используя кассы, карты экспресс-оплаты, возможность перевода средств по счетам) определенную сумму денег, и не обязательно большую, либо передать деньги при личной встрече;
- позвонить мошеннику, который хочет как можно большее время удерживать вас на линии и получать бонусы на свой счет;
- убедить вас набрать определенные коды или сообщить данные о себе, используемом оборудовании и платежных документах;
- отправить с вашего аппарата sms на номер контент-провайдера, заранее зарезервированный мошенниками, и тем самым снять с вашего счета определенное количество денег.
Если вы уже стали жертвой мошенников и перечислили злоумышленникам деньги, у вас еще есть возможность вернуть хотя бы часть из них. Все зависит оттого, в какие сроки вы обратитесь к оператору и в правоохранительные органы, в каком регионе и у какого оператора зарегистрирован абонент, каким образом были перечислены деньги.
Пострадавшие от действий телефонного мошенника жители Коми могут обратиться в УФСБ, телефон (8212) 21-51-28. Также звонки принимает УВД по телефонам (8212) 28-26-85, 28-26-27.
Комментарии