Конфликт между садоводами и «Газпром трансгаз Ухта» уже не раз попадал в поле зрения СМИ – участки в Дырносе соседствуют с магистральным газопроводом высокого давления, что противоречит строительным нормам и требованиям безопасности. Однако в этот раз дело приняло неожиданный оборот – иск может быть подан против владельцев трубопровода. Дачник намерен защищать свои права и готовит иск о переносе трубопровода, который обеспечивает газом весь Сыктывкар, за пределы города.
В редакцию «КомиОнлайна» обратился член садоводческого товарищества «Строитель» Геннадий Орлов. В конце прошлого года газовики через суд потребовали от него снести хозяйственные постройки на своем участке, поскольку те, как следует из иска, построены самовольно, с нарушением норм, и в случае разрыва газопровода и воспламенения газа могут быть разрушены и сожжены, что представляет угрозу для жизни людей.
Напомним, спор между газовиками и садоводами длится больше 20 лет. Противостояние обострилось в начале 2010-х годов, когда владельцы садоводческих участков один за другим начали получать иски от «Газпром трансгаз Ухта» с требованием о сносе хозпостроек.
Как следует из документов, представленных в суд, предыстория конфликта относится к 1967 году, когда совет министров Коми АССР отвел земельные участки под Сыктывкаром для садоводства. В 1968 году сыктывкарский горисполком распределил эти земельные участки между коллективами рабочих и служащих. Трест «Сыктывкарстрой» получил в свое распоряжение 14,7 гектара земли, и вскоре там возникло садоводческое товарищество «Строитель».
Земля под строительство газопровода Микунь - Сыктывкар была выделена в январе 1971 года. К тому моменту постройки на садоводческих участках уже были возведены – об этом в суде готовы рассказать свидетели тех событий. В сентябре 1971 года газопровод I класса опасности диаметром 530 миллиметров был сдан в эксплуатацию. И только с 1972 года сыктывкарский горисполком прекратил выдавать садоводческим товариществам земельные участки в зоне вдоль газопровода.
В 1975 году были приняты новые строительные нормы и правила (СНиП), которые установили зону минимальных расстояний от оси газопровода до ближайшего строения в размере 150 метров. В результате в «запретную» зону в Дырносе попало около ста садовых участков с постройками. В 1978 году впервые был поднят вопрос об опасном соседстве дачников с трубой. Для решения проблемы предлагалось либо перенести постройки за пределы охранной зоны, либо переложить газопровод. В 1985 году приняли СНиПы, которые сохранили зону минимальных расстояний в размере 150 метров. Они действующие до сих пор.
По возникшей проблеме между различными ведомствами велась затяжная переписка. В 1983 году сыктывкарский горисполком обратился к газовикам с предложением перенести газопровод, рассматривая перекладку трубы как наиболее целесообразный вариант. С аналогичным предложением городские власти выступали и десять лет спустя. В 1989 году совет Сыктывкара обратился к газовикам с просьбой спроектировать и построить новый магистральный газопровод-обвод, а существующий использовать в качестве городского (с понижением рабочего давления). Подготовка к переносу нитки газопровода велась с 2008 года – был выбран и предварительно согласован земельный участок, по инициативе ООО «Газпром инвест Запад» администрация Сыктывкара работала над подготовкой исходно-разрешительной документации. Планировалось построить обводной газопровод за объездной дорогой и демонтировать существующий, после чего необходимость сноса садовых домиков отпала бы. В 2011 году проект демонтажа газопровода в районе Дырноса был одобрен на публичных слушаниях. Завершить строительство новой нитки газопровода Микунь - Сыктывкар планировалось в 2013 году. Однако работы выполнены не были.
Параллельно газовики занимались приведением трубопровода в соответствие с нормами СНиП. В 2001 году на территории дырносского дачного комплекса провели проверку, в результате которой был составлен перечень дачных участков, расположенных в 150-метровой зоне минимальных расстояний. После этого большинство владельцев садоводческих участков, попавших в указанную зону, получили исковые заявления о сносе построек. По результатам рассмотрения всех предыдущих гражданских дел Сыктывкарский городской суд встал на сторону «Газпром трансгаз Ухта» и обязал садоводов снести постройки на своих участках. Данное решение суд мотивировал тем, что постройки являются самовольными, поскольку возведены после постройки газопровода без оформления разрешений, с нарушением СНиП 1985 года и других нормативных актов. Однако домики и теплицы до сих пор целы – суд удовлетворил ходатайства об отсрочке исполнения решений о сносе, основываясь в том числе и на информации о проведении работ по проектированию новой нитки газопровода.
Дачные хозяйственные постройки Г.Орлова также находятся в 150-метровой зоне от оси газопровода. В исковом заявлении «Газпром трансгаз Ухта» утверждает, что в 1968 году «на протяжении всей линии трассы планируемого магистрального газопровода Микунь - Сыктывкар длиной 108 километров в охранной зоне газопровода строений, подлежащих сносу, не имелось». Также газовики настаивают на том, что газопровод был введен в эксплуатацию без нарушения норм соблюдения расстояний охранной зоны и зоны минимальных расстояний.
Газовики считают, что постройки на участке Г.Орлова являются самовольными, то есть созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил. По гражданскому законодательству такие постройки подлежат сносу лицом, которое их возвело, за свой счет.
При этом в обоснование своих требований о сносе «Газпром трансгаз Ухта» ссылается на правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные в 1979 году (согласно им любое строительство в охранной зоне и зоне минимальных расстояний запрещено), на закон о газоснабжении 1999 года, на СНиПы 1975 и 1985 годов.
На первом заседании по гражданскому делу Г.Орлов заявил суду ходатайство о прекращении производства за истечением трехлетнего срока исковой давности – из документов следует, что владельцам газопровода еще в 1980 году было доподлинно известно о нарушениях зон минимальных расстояний.
Также, по мнению Г.Орлова, истец необоснованно ссылается на СНиП-75 и СНиП-85, поскольку данные документы при проектировании и строительстве газопровода Микунь - Сыктывкар в 1971 году не были изданы, а значит не имели юридической силы. Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действующим на момент строительства газопровода был СНиП-62. По нему отдельно стоящие нежилые и подсобные строения должны находиться в 100 метрах от газопровода I класса опасности. В этом случае участок Г.Орлова в зону минимальных расстояний не входит.
На суде Г.Орлов предъявил свидетельство о праве собственности на земельный участок. В документе нет указаний на ограничения и обременения, в том числе в части запрета на возведение построек. Свидетельство относит участок Г.Орлова к землям населенных пунктов, разрешенное использование – «для садоводства». В соответствии с Градостроительным кодексом России специального разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, не требуется. По мнению Г.Орлова, оснований для признания построек самовольными не имеется. Иная трактовка закона приведет к возможности произвольного отчуждения имущества у добросовестных собственников.
Г.Орлов обратил внимание, что в исковом заявлении содержатся взаимоисключающие формулировки. Например, в иске сказано, что строения, принадлежащие ответчику, «возведены с нарушениями правил охраны магистральных трубопроводов – расположены в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода Микунь - Сыктывкар».
«В 1971 году возле наших участков с первыми возведенными постройками вместо запланированного газопровода-отвода проложили магистральный газопровод, а это совершенно разные вещи. В проектно-изыскательных документах объект значится как «газопровод-отвод». Принимая объект в эксплуатацию, государственная комиссия также указала: строительство газопровода-отвода выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами. При этом из акта приемки следует, что строился он по СНиПу II-Д.10-62, который предназначен для проектирования магистральных газопроводов. В техническом паспорте 2008 года объект вновь значится как «газопровод-отвод». Подобные нестыковки характерны для всего дела», - отметил Г.Орлов.
Свое мнение о проблеме в ходе многочисленных судебных процессов высказали и профильные ведомства. Так, по мнению Росреестра, члены садоводческого общества «Строитель» не нарушали требований земельного законодательства, самовольного захвата земли с их стороны не было, при вынесении решения об отводе земли для строительства газопровода не были учтены сведения о ранее осуществленном отводе земли садоводческому товариществу. По мнению управления земельными ресурсами администрации Сыктывкара, сложившаяся ситуация явилась результатом несогласованности действий заинтересованных организаций, учреждений на стадии проектирования, строительства газопровода, по вине проектных организаций, а также в силу изменившихся требований СНиП, в то время как большинство дачных участков были освоены.
Г.Орлов считает, что «Газпром трансгаз Ухта» хочет через суд переложить на членов садоводческого общества вину в нарушениях при строительстве газопровода. Владелец земельного участка собирается обратиться в суд с иском о переносе газопровода высокого давления за пределы территории городского округа и демонтаже существующего.
«Магистральный газопровод не может находиться в черте города. Во всех СНиПах прокладка магистральных трубопроводов по территории населенных пунктов не допускается. Для трубопровода I класса опасности по СНиПу 1962 года зона минимальных расстояний до города должна составлять 200 метров. Строители эти нормы проигнорировали, выбор направления трассы произвели без учета существующих, строящихся и проектируемых сооружений», - сообщил Г.Орлов. По его словам, участок газопровода, проложенный с грубейшими нарушениями норм, в случае аварии будет угрожать жизни и здоровью людей, может привести к разрушению зданий и сооружений в черте города. Соответственно, такой опасный объект должен быть перенесен за пределы Сыктывкара, а существующая нитка демонтирована.
Ближайшее заседание суда по делу о сносе дачных построек состоится в начале марта. На нем газовики должны представить документы, раскрывающие детали подготовки дырносского участка трассы к строительству трубопровода и его нынешнее состояние. Скорее всего, в это же время Г.Орлов подаст иск о переносе газопровода.
Фото Ивана Бойко и Арсения Усачева
Комментарии