С 1 июня из-за ужесточения алкогольного закона с полок магазинов могут исчезнуть средства для мытья посуды, кремы и влажные салфетки. Производителей ждут потери в миллиарды рублей, сети убирают товары из ассортимента.
Лишний процент
Как напоминает «РБК», 1 июня вступают в силу поправки в закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя - они снижают порог содержания спирта в продукции, для производства и продажи которой надо получать лицензию. Сейчас этот порог - 1,5 процента, будет - 0,5 процента.
Для участников рынка это означает, что они должны получить лицензию Росалкогольрегулирования на производство и продажу и установить систему учета ЕГАИС. Но главное, непонятно, что делать с уже произведенной продукцией с содержанием спирта 0,5-1,5 процента - можно ее продавать или нельзя. Под действие закона могут попасть жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды, чистящие средства, освежители воздуха всех видов, клеи, вакса и крем для обуви, полироли, репелленты и даже влажные салфетки. Большая часть - бытовая химия, но есть, например, и дезодоранты, которые производят косметические фирмы.
Об этом говорится в письме Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены, куда входят крупнейшие транснациональные компании, включая Procter & Gamble, Henkel и Kimberly Clark., вице-премьеру Александру Хлопонину, который курирует в правительстве алкогольную отрасль. АППИК БХ просит отложить вступление в силу поправок и дать официальные разъяснения по поводу оборота продукции, произведенной или импортированной до 1 июня 2015 года.
Роман с алкоголем
ЕГАИС и госрегулирование алкоголя уже доставляли проблемы производителям парфюмерии и косметики. Они стали побочными жертвами в 2006 году: почти четверть их продукции была спиртсодержащей. Парфюмерам пришлось не только покупать аппаратуру для ЕГАИС, но и получать отдельную лицензию на торговлю этой продукцией. К октябрю, когда складские запасы парфюмеров закончились, требованиям закона соответствовало только 10 процентов оптовиков. Рынок встал, и государству в срочном порядке пришлось выводить их из-под действия ЕГАИС.
«До вступления в силу изменений, утвержденных Федеральным законом 490-ФЗ, осталось менее трех недель. Однако до сих пор остается неясным, будет ли возможна продажа произведенной (импортированной) продукции, которая произведена (импортирована) до 1 июня 2015 года. В связи со значительным объемом такой продукции (несколько десятков наименований, стоимость измеряется миллиардами рублей) в Ассоциацию поступают многочисленные запросы от производителей (импортеров), торговых компаний и других участников рынка», - говорится в документе.
Представитель А.Хлопонина сказала «РБК», что вице-премьер знает об опасениях производителей косметики и бытовой химии: «До вступления в силу этих положений Росалкогольрегулирование (РАР) должно подготовить конкретный перечень товаров, которые будут выведены из-под регулирования». Пресс-служба РАР подтвердила, что готовит правительственное постановление, которое выводит из-под действия закона спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием спирта от 0,5 до 1,5 процента - например, тушь, помаду, крем или жидкость для мытья посуды, проект уже размещен для общественного обсуждения.
ЕГАИС для салфеток
Какой доли продукции коснутся изменения, понять сложно, ведь речь идет об очень тонкой грани 0,5 и 1,5 процента содержания спирта, говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова. На многих этикетках сейчас содержание спирта указано как «не более» или «до» 1 процента. Даже у самих компаний не всегда есть статистика, сколько продуктов содержат спирт в доле 0,5-1,5 процента.
Представитель одной из крупных компаний-производителей оценил общий оборот косметики и бытовой химии с содержанием спирта от 0,5 до 1,5 процента в России 200-250 миллионов долларов США.
Потери отрасли от поправок Т.Пучкова оценивает в 2,5 миллиона рублей на одну компанию. «Это расходы только на покупку производителями лицензии за 800 тысяч рублей и на установку ЕГАИС», - уточняет она.
По оценке одной из крупнейших компаний-производителей бытовой химии и косметики, потери только в одной товарной категории — жидких средств для стирки — составят более 1,35 миллиарда рублей.
По данным Euromonitor International, объем российского рынка бытовой химии и товаров для дома составлял в 2014 году 188,5 миллиарда рублей, рынок косметики и товаров по уходу за собой — 460,5 миллиарда, предметов личной гигиены — 169,7 миллиарда.
Что делать
Сети уже предупредили контрагентов о начале новой жизни. То же самое делают и производители: они начинают менять ассортимент, пересматривают рецептуру или готовятся к покупке лицензии. Большая часть производителей бытовой химии и косметики могут изменить формулы товаров, чтобы исключить из нее этиловый спирт вообще, но это займет несколько месяцев, в течение которых товаров просто не будет на полках магазинов, говорит представитель крупного производителя косметики, товаров бытовой химии и гигиены. Однако есть игроки, которые подготовились к проблемам заранее. Например, сразу после того, как несколько лет назад началась история с ужесточением регулирования алкогольного рынка, Oriflame вывела из состава кремов и другой косметики этиловый спирт. Такая же ситуация и в компании Amway.
Фото Lori с сайта top.rbc.ru
Комментарии