Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 1 Июнь 2015, 09:20 3140 8

Премьера «Тысячи и одной ночи» в Сыктывкаре: сказочное великолепие Востока

В столице Коми 29 мая в рамках юбилейного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс» состоялась премьера балета «Тысяча и одна ночь». Новый спектакль наглядно продемонстрировал небывалую роскошь и красочность восточной культуры и был восторженно принят не только сыктывкарской публикой, но и гостями фестиваля.

Балет был написан в 1979 году азербайджанским композитором Фикретом Амировым. Его основой стал популярный «Рассказ о царе Шахрияре». Также в первоначальный вариант либретто вошли сюжеты сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь»: «Синдбад-мореход», «Волшебная лампа Алладина» и «Али-Баба и сорок разбойников». После первой постановки в Баку балет разошелся по театральным площадкам страны, но впоследствии был незаслуженно забыт. С середины 1990-х годов режиссеры вновь обратились к этому материалу.

В Сыктывкаре «Тысяча и одна ночь» поставлена по обновленному варианту либретто, которое написал московский балетный критик и гость фестиваля Александр Максов. В качестве режиссера-постановщика выступил профессор балетмейстерского факультета ГИТИСа заслуженный артист России Виталий Ахундов. Стоит отметить, что год назад его постановка «Тысячи и одной ночи» появилась в афише музыкального театра Саранска.

В Сыктывкаре постановка балета в сценографии заслуженного работника Коми Юрия Самодурова и костюмах саранского художника Светланы Тундавиной поразила размахом и роскошью. Эта роскошь радует глаз, начиная с увертюры буквально до последних мгновений спектакля. Во время вступления зритель оказывается сражен восточным великолепием суперзанавеса с обыгранным женским портретом. Почти в самом центре полотна из-под кофейного цвета чадры выглядывают красивые изумрудные глаза одалиски. Их блеску вторят нити драгоценных камней белого и зеленого цветов. От переносицы покрывало прозрачно и тонко и также увешано нитями бусин самых радужных цветов, играющих и переливающихся в свете театральных софитов. За прозрачной частью суперзанавеса можно отчетливо разглядеть волшебную лампу Алладина, из носика которой курится дымок. Занавес поднимается и из дыма одна за другой перед зрителем встают картины прекрасного и чарующего Востока.

Первое действие балета – это рассказ о любви и неверности царя Шахрияра (Роман Миронов) и его супруги (народная артистка Коми Наталья Супрун). В отсутствие мужа Шахиня устраивает оргию с рабами и рабынями, во время которой сцена утопает в блеске и ярких красках восточных костюмов. Внезапно вернувшийся с охоты, Шахрияр ударом кинжала наказывает жену за измену, а затем собирается казнить всех женщин гарема. В финале первого действия Шах знакомится с Шехерезадой (Анастасия Маслова), которая, рассказывая свои дивные сказки на протяжении всего второго действия, заставляет его снова поверить в настоящую любовь.

Помимо суперзанавеса и многочисленных ярких и богатых костюмов, для сценического оформления балета было изготовлено десять левых и правых кулис и пять падуг. Также к сценографии подключили новшество нашего театра – видеопроецирующий экран, который быстро и незаметно сменяет фоновые картины спектакля. По словам директора театра Валентины Судаковой, дорогостоящий проект «Тысячи и одной ночи» был заказан самими зрителями: «К этому спектаклю было сделано очень многое: созданы новые декорации, подключена видеопроекция, пошито 140 костюмов и все они индивидуальные, многосложные, богатые. Но этот спектакль и должен быть дорогим, потому что его изюминка – это зрелищность. Иначе за него не стоило бы браться. Сегодня на нашей сцене идут классические спектакли, есть современная хореография, а тема Востока пока не была раскрыта. К слову сказать, раскрыть ее попросили сами зрители. Во время проводимого нами анкетирования поступило много заявок о том, что сыктывкарцы ждут постановки этого балета на нашей сцене».

Одной из особенностей постановки В.Ахундова стала синтетичность спектакля: к участию были также подключены солисты театра и артисты хора. Одну из восточных мелодий балета, исполнив вокализ, украсила своим меццо-сопрано Галина Маликова. А партию Джинна из сказки об Аладдине исполнил Юрий Баянбаев.

Стоит отметить и техническую сторону балета, которая на удивление оказалась классической. Восточный танец в чистом виде в нем появляется лишь однажды: в сказке «Али-Баба и сорок разбойников» красавица Марджана (Екатерина Игнатова), облаченная в небесно-голубой костюм и подпоясанная платком с монистами, танцует танец живота. В остальном все позиции, прыжки и многочисленные высокие поддержки представляют собой классический балет.

По словам режиссера, сыктывкарская труппа полностью справилась с поставленной им задачей: «Я доволен работой с сыктывкарской труппой, - заявил в беседе с «КомиОнлайном» В.Ахундов. – Роман Миронов – это лучший танцор из тех, с кем я работал. Он выполнил замечательно все и в плане актерской работы, и технических моментов. Выполнены все дуэты. Из женского состава я очень доволен работой Натальи Супрун. Многие заметили, как она мастерски сменила актерское амплуа. Я выбрал ее неслучайно на роль именно первой жены Шахрияра, потому что эту партию нужно исполнять с большим акцентом на драматической игре. Анастасия Маслова хорошо справилась с ролью Шехерезады. У нее хорошие природные данные, большой прыжок. Похвалить есть за что каждого солиста, притом что я не снижал уровень для сыктывкарской труппы ни в техническом плане, ни в актерском. Обычно когда я работаю с региональными театрами, мне частенько приходится это делать, но в этот раз все было задумано и выполнено на высоком уровне профессионального мастерства».

Фото предоставили в театре оперы и балета Коми

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Филина
Наталья
Петровна
Родилась 12 декабря 1979 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Декабрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реклама


Реклама