На годовом общем собрании акционеров ОАО «Сбербанк России» 29 мая было принято несколько важных решений: Герман Греф сохранил должность еще на четыре года, название организации изменилось, дивиденды уменьшились, а капитал сохранен.
Президент, председатель правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф начал выступление с заявления, что прошлый год оказался одним из самых трудных с 2008-го, однако «система управления рисками, которая была построена в предыдущие годы, прошла стресс-тест и доказала эффективность».
«Качество нашего кредитного портфеля оказалось лучше рынка. Мы своевременно приняли меры по снижению рисков в связи с ухудшением экономической ситуации. Мы ужесточили требования к нашим заемщикам, с октября прошлого года мы приостановили кредитование малого и среднего бизнеса в валюте, пересмотрели подходы к кредитованию наиболее рискованных отраслей», — заметил банкир. По его словам, наибольший стресс наша экономика испытала 17 декабря 2014 года, когда рубль за день потерял 24 процента по отношению к доллару США и 28 процентов к евро. «Паника среди наших клиентов привела к беспрецедентному всплеску нагрузки на все системы банка. В отделения и к банкоматам выстроились очереди по 100-150 человек, на порядок возросли объемы снятия наличных, зашкалило число звонок в call-центры, резко подскочило число транзакций, особенно в интернет-банке, — рассказал Г.Греф. — Но наши системы прошли тест на надежность. Констатирую, Сбербанк справился с беспрецедентными нагрузками, как с точки зрения готовности наших ИТ- и операционных системы, так и готовности наших людей». Как заявил председатель правления, «в течение всего кризиса банк сыграл важную роль в обеспечении всей банковской системы рублевой и валютной системы».
В прошлом году банк сумел воспользоваться «коротким периодом передышки» и привлек средства на мировых рынках капитала. «В феврале, еще до введения санкций, мы сумели привлечь 1 миллиард долларов еврооблигаций в качестве субординированного кредита. В марте и июне сумели сделать успешное размещение наших бумаг и привлечь 1,5 миллиарда евро и 500 миллионов долларов. Все это позволило нам чувствовать себя более устойчиво в течение прошлого года и пройти сложный период адаптации к санкционному режиму», — сказал Г.Греф.
Несмотря на все сложности 2014-й банкир назвал очень успешным для банка. «Мы заработали 290 миллиардов рублей чистой прибыли по международным стандартам. Чтобы оценить, нужно сравнивать с рынком. Это более чем две трети прибыли всего банковского сектора, при том что Сбербанк от силы занимает около 30 процентов. Даже в кризисный год мы являемся вторым по рентабельности банком в Европе. Мы смогли повысить эффективность наших расходов. В результате соотношение наших операционных доходов и расходов упали на 3 процента — с 46 до 43,5 процента. Мы сумели сохранить капитал нашей группы и делали это не прибегая к помощи государства, для нас это был принципиальный вопрос», — отметил Г.Греф.
Необходимость поддержания капитала группы обусловило уменьшение объема выплачиваемых дивидендов за 2014 год. «Для нас это очень непростое решение. Нам требуется не просто сохранение капитала, надо увеличить его из-за растущих требований регуляторов по достаточности капиталов не только в России, но и в других странах нашего присутствия. Максимально используя ресурсы, мы планируем вернуться к оптимальному уровню достаточности капитала уже в 2016 году. Наши прогнозы предполагают и то, что уже в следующем году мы сможем вернуться к нормализованной выплате дивидендов в размере 20 процентов от нашей чистой прибыли», — объяснил банкир.
В итоге собрание акционеров проголосовало за выплату дивидендов в размере 0,45 рубля за одну обычную и привилегированным акциям.
«В такой непростой период мы для себя сделали внутренний выбор в пользу устойчивости развития. В контексте кризиса нам часто задают вопрос, не собираемся ли мы пересмотреть нашу стратегию с учетом новых реалий, не хотим ли мы отложить достаточно радикальные меры по ее реализации до более стабильных времен. Такой выбор есть: действительно, можно отказаться от инвестиций в новые технологии, которые составляют большую часть наших расходов, можно отказаться от развития персонала, сократить численность и прекратить переформатирование нашей сети. Это, конечно, позволит показать большую прибыль в краткосрочной перспективе, но это нанесет большой удар по устойчивости и долгосрочному развитию банка через несколько лет. Наш курс направлен на поддержание оптимального баланса между эффективностью и жизнеспособностью банка. Эффективность – это не единственное, что акционерам следует требовать от своей компании. Способность зарабатывать прибыль увеличивает масштабы бизнеса, и другие показатели успехи, безусловно, важны для любой компании. Но они не должны достигаться за снижения жизнеспособности компании. Жизнеспособность – это способность компании быстро реагировать на изменения условий, изменяться быстрее, чем меняются конкуренты. Часто жизнеспособность приносится в жертву краткосрочной эффективности, но это ложный выбор», — заметил Г.Греф, добавив, что в рамках новой стратегии на пят лет будет перенесен фокус внимания с формирования технических компетенций на создание условий для устойчивого и долгосрочного развития.
Среди других достижений Сбербанка Г.Греф перечислил разворот лицом к клиенту, создание современной системы управления рисками, сокращение технологического отставания от лидеров отрасли, изменение системы управления банком на всех уровнях, качественные изменения в офисах, обучение сотрудников, улучшение финансовых показателей. «Большая часть достигнутого – это реформа сверху. Но банк должен добиться того, чтобы все сотрудники от операционистов до менеджеров всех уровней были частью процесса совершенствования. Только инновационные технологии не могут служить для долгосрочной конкурентоспособности на рынке», — заключил он.
Говоря об инновационности, Г.Греф рассказал об интернет-сервисах. Сейчас уже 95 процентов всех платежных операций компаний и 86 процентов операций клиентов – физических лиц происходит с помощью онлайн-банкинга. Число пользователей «Сбербанк Онлайн» за год удвоилось и достигло почти 20 миллионов человек, прирост – один миллион человек в месяц. «Мобильным банком» пользуется более 21 миллиона человек.
На годовом собрании акционеры проголосовали за новое название – ПАО «Сбербанк», выбрали Г.Грефа президентом и председателем правления еще на четыре года, одобрили сделки с заинтересованностью.
Фото Ильи Питалева, РИА «Новости»
Комментарии