Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Воскресенье, 5 июля, 2015, 12:31 5208 2

Журналист Николай Сванидзе: «СМИ выбрали для себя роль идеологического отдела ЦК КПСС»

На общегородском баркемпе 4 июля состоялась лекция тележурналиста Николая Сванидзе. Он рассказал о том, что из себя в данный момент представляют российские СМИ, какие задачи они перед собой ставят и какие приемы используют, выполняя пропагандистскую функцию.

Как говорили мои коллеги, в стране кризис не столько экономический, сколько системный, институциональный, политический. Он вышел на поверхность на рубеже 2012-2013 годов, еще до Крыма, до Украины. Речь идет о деградации всех институтов. У нас из всех государственных институтов работает только один – институт президентской власти. Причем это институт не просто президентской власти, а лично данного конкретного президента - Путина Владимира Владимировича. Остальные институты – суда, законодательной власти, выборов, прессы – не работают. Они либо не работают вообще, либо работают в имитационном, фанерном, фейковом варианте.

Проблемы наших СМИ гибридны. Во-первых, есть два вида СМИ. Один вид – меньший по количеству и наименее влиятельный – более или менее независимые СМИ. Они выполняют свою роль информирования населения. Они независимы пока их не трогают. Когда тронут – никто не знает и они в том числе. Это как бычок, которого откармливает крестьянин. Он живет, не потому что он такой ловкий или везучий, а потому что пока хозяин решил его откармливать. В какой-то момент его забьют, а может быть пустят на племя, тогда бычку повезет, он выживет.

Другие СМИ – они более влиятельны и многочисленны – не выполняют тех функций, которые на них возложены. Они – пропаганда. Но это не просто пропаганда, это пропаганда нового варианта, она гибридная. Она использует новые приемы для достижения архаичных задач. Приемы очень интересные. Если брать программы, ток-шоу на больших каналах, то ведь это не просто пропаганда, это параллельная реальность, некий фантастический мир. Он может выражен конкретно, локально. Например, распятый мальчик, которого никто на самом деле никогда не распинал. Тем не менее этот мальчик попадает в информационное поле, он становится причиной изменения сознания, причиной повышения агрессивности. А мальчика даже не было.

Еще один прием. Сначала просто давалась односторонняя информация. Теперь все по-другому. Теперь приходит на ток-шоу человек, который предлагает альтернативную позицию, не соответствующую официальной. Этот человек там проигрывают заведомо, потому что против них выступает вся студия во главе с ведущим. Как сказал Лев Рубинштейн, они выглядят как человек из сумасшедшего дома, которого профессор на лекции использует в качестве наглядного пособия. Такой человек стоит, пускает слюну. На него профессор показывает и говорит: «Ну, вот посмотрите, совершенно сумасшедший человек». И человек, действительно, всем своим видом доказывает, что он сумасшедший. То, что он говорит, может вызвать только смех или сочувствие.

Дело даже не в том, что у СМИ сейчас есть некий набор приемов, ситуация зашла гораздо дальше, здесь все очень запущенно. Скажем, недавно на одном из центральных каналов ведущий сказал, что в одном нижегородском университете есть проректор-иностранец. Он снял портреты всех русских ученых и оставил портреты западных. Проходит два дня и его снимают с должности. Только потому, что он иностранец. Вот ведущему приказали это сделать? Нет, уверяю вас.  Он сам это сделал, он нашел эту тему и выступил.

Интересно то, что основные СМИ вобрали в себя еще и роль идеологического отдела ЦК КПСС. Они сами формируют идеологию, они сами назначают цели и их бомбардируют. Так они формируют общественное  мнение, а оно давит на руководство страны, потому что страны очень сильно прислушивается к рейтингам, к опросам общественного мнения, к тому, что думает народ. Власть сама разрешает СМИ работать в качестве собственного идеологического отдела, формировать мнение, на которое потом эта же власть и ориентируется. Если сформирована мода на агрессию, власть действует в соответствии с модой. Власть смотрится в СМИ как в кривое зеркало, видит в ней себя любимую и она себе нравится. Она понимает, что ей нравится, делать ничего не надо, все прекрасно.

В значительной мере благодаря СМИ у нас сформированы некоторые идеологемы: неприятие и ненависть к Западу не как к части света, а как к определенному носителю человеческих ценностей. Прежде всего, это ненависть к западным демократическим институтам. Второе – Запад навязывает свои институты. Третье – мода на реванш. За проигранную Холодную войну, за разрушенный СССР, в чем тоже обвиняют Запад. Создается определенная атмосфера, которая очень опасна. Она милитаристская, в ней утерян существовавший долгие годы страх перед войной. Ему на смену пришел заливистый, радостный милитаризм, который исходит из того, что: «А мы ничего не боимся», «Нет в мире никаких законов, а есть право сильного и уважают только его, а сильные – это мы». Абсолютно подростковое восприятие. Это с большим удовольствием сгладывается массовой аудитории, потому что это соответствует комплексам, постимперскому синдрому, желанию людей проявить себя в мире.

По опросам общественного мнения 37 процентов россиян считают главным врагом США и лично Барака Обаму. Огромную роль в этом играют СМИ. Просто интересно, что будет, когда сменится Обама. Приятно сидеть напротив телевизора с бутылкой пива и побеждать Обаму. Потому что это увеличивает твое самоуважение, ты становишься ценным человеком для самого себя. Дальше будет только хуже.

Как будут вести себя СМИ дальше. Во-первых, будет усиливаться антизападная составляющая, потому что нужно перевести стрелку. Есть задача – спасти рейтинг президента, а это задача номер один. А для этого нужно сделать так, чтобы в развале экономики виноват не Путин. Он делает что может, но у нас есть враги.

Но этого мало, потому что это становится привычным. К тому же где Обама, а где колбаса в магазине. Будут поиски других целей, внутри страны. Будут выпады против так называемой пятой колонны, против оппозиции. Но и этого будет мало, потому что оппозиция малочисленна. Усилится шпиономания, гарантирую вам, просвещение перестанет быть заслугой, образованные люди станут не в чести. Образование угрожает рефлексией, задумчивостью. А думать не надо, надо верить. Но и это еще не все. С ухудшением кризиса постепенно снизится уровень жизни. И вот я уже наблюдаю рекламу аскетизма: жить надо бедно, не в потреблении счастье. Мы можем жить бедно, в войну было хуже. Будет пропаганда честной бедности, которая противопоставляется бездуховной зажиточности. Это приведет к натравливанию бедных на богатых. Это приведет к тому, что бизнес войдет в состав пятой колонны.

Если сложить ксенофобию, социальную рознь и натравливание бедных на богатых, мы получаем национал-социалистические тенденции.

Если сейчас ситуация не переломится мирным законным путем, то тенденции национал-социалистические, которые будут рекламироваться СМИ, будут неизбежны.

Главная функция СМИ – адекватное информирование общества и контроль за властью. Сейчас СМИ выполняют альтернативную задачу: это введение общества в заблуждение и через это контроль власти над обществом.

На ближайшую перспективу я не вижу изменений. Они могут произойти революционным, страшным путем. Если же брать более спокойный вариант, то я пока ничего по этому поводу сказать не могу. 

Фото Кирилла Шейна, «7х7»

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама