Богатый материал привезли с раскопок археологи Коми. Корреспонденту «КомиОнлайна» удалось ознакомиться с итоговыми отчетами исследователей.
Отряд под руководством старшего сотрудника Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Клима Королева провел раскопки поселения предков коми-зырян Леваты в Корткеросском районе. Местное население урочище на реке Вычегде называет «Чуд кар» (Чудское городище). Исследователям удалось выяснить, что находки данного археологического памятника относятся к двум эпохам — мезолиту и средневековью (культура перми вычегодской 12-13 веков). По мнению К.Королева, возможно, городище было центром изготовления металлических изделий.
Много интересного обнаружили археологи во время раскопок поселения Вэрью в Корткеросском районе, в урочище, которое местные жители называют Гагара. По данным исследователей, кострища и находки — многочисленные обломки глиняных сосудов, кремневые изделия, кальцинированные кости, относятся ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Впервые в республике найдены глиняные фигурки глухаря и глухарки, кроме них обнаружены и другие предметы, выполненные в «зверином стиле», например, уже знакомая ученым по другим раскопкам бронзовая фигурка лошади.
В окрестностях села Пезмог, в археологическом микрорайоне, известном своими стоянками эпохи неолита, бронзы, а также средневековым могильником, были исследованы две мезолитические стоянки, возрастом более 8 тысяч лет. Их многочисленные материалы, наглядно демонстрируют весь процесс обработки камня и разнообразие кремневых орудий труда древних людей самого начала послеледникового периода.
В Княжпогостском районе Коми велись раскопки Евдинского археологического комплекса, корый ранее рассматривался как могильник эпохи раннего средневековья. По новейшим данным ученых, материалы — керамика, фрагменты костей животных, отходы кремнеобработки — имеют чисто поселенческий характер, но до исчерпывающих раскопок тип памятника (могильник, поселение или культовый центр) археологи точно назвать затрудняются.
Экспедиции фольклористов, этнографов и диалектологов тоже принесли науке Коми свои плоды. Так, во время топонимических исследований в Усть-Вымском районе было собрано более 1000 географических названий и более 100 антропонимов — прозвищ, имен и фамилий, например, Кутук Петь, Дарга, Кэнсорин, Айпал. В Прилузском районе фольклористы изучали особенности контактного проживания русских и коми. Ученые зафиксировали достаточно много культурно-исторических сведений о торговых связях с Архангельском, церкви и часовнях, промыслах в Ношуле, а также более поздние данные — рассказы и воспоминания о коллективизации, раскулачивании, Великой Отечественной войне.
Комментарии