Взаимоотношения между федеративным и региональным и муниципальным уровнями власти в России нуждаются в реформировании. Об этом 27 марта на пленарном заседании IV Северного социально-экологического конгресса в Сыктывкаре заявил член президиума Уральского отделения Российской Академии Наук, академик Александр Татаркин.
По словам докладчика, для поступательного продвижения экономики и социальной сферы каждый регион должен быть самодостаточным, иметь возможности для самостоятельного развития. «Для этого требуется расширение самостоятельности низовых структур в вертикали российской власти, оказание поддержки проблемным регионам за счет специально созданных фондов, выравнивания возможностей регионов по отношению к реальным условиям, в которых создается валовый региональный продукт», — пояснил он.
По мнению академика, принятая в 1993 году Конституция России недостаточно четко определяет взаимоотношения федерального центра и регионов.
Как заявил ученый, наметившаяся с 1999 года тенденция по снижению удельной доли региональных и муниципальных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации тормозит развитие регионов. «По предварительным итогам 2007 года доля доходов федерального бюджета составила 65,7 процента, то есть регионам и муниципалитетам осталось всего 34,3 процента. Между тем, доля федерации составила чуть более 51 процента в общей структуре расходов консолидированного бюджета», — сообщил он.
А.Татаркин обратил внимание на тот факт, что размер стабилизационного фонда России, средства которого на 1 января 2008 года составили примерно 3,85 триллиона рублей, в настоящее время примерно равен общей сумме дефицита региональных и муниципальных бюджетов. «В условиях такого перераспределения средств регионы вряд ли смогут стабильно устойчиво развиваться. Макроэкономические условия и процессы федерализма слабо содействуют регионов и нуждаются в существенном обновлении», — заключил академик.
Комментарии