Корреспонденту Утро.ru в ходе историко-этнографического исследования удалось выяснить, что коми народ сегодня вполне может поспорить за звание самой «колдовской национальности» на всей планете, и жители мегаполисов об этом почти ничего не знают.
Несмотря на сравнительно раннюю христианизацию (Стефан Пермский крестил зырян еще при Дмитрии Донском в конце XIV века), коми сумели сохранить под внешним слоем православия и пришедшего ему на смену атеизма обширный пласт древней языческой традиции, где магические действия, ритуалы и по сей день составляют органическую часть повседневной жизни.
Широкая общественность открыла для себя нацию колдунов после книги пермского художника Сергея Тетерина «Пермский оракул». Случилось это в начале 1990-х годов, а до этого советская власть совсем не стремилась распространять информацию о таких вот особенностях отдельно взятого народа СССР. Издавна у коми имели огромное влияние «профессиональные» колдуны-туны, которые могли использовать магические приемы как для оказания помощи соседям, так и для насылания болезней путем установления связи с параллельным сверхъестественным миром богов и духов. При этом сами коми выработали довольно рациональный подход к собственной магии: любой человек, не обладая наследственным даром колдовства, может изучить все практики и стать колдуном. Замкнутой касты языческих жрецов-магов у коми не было, утверждает корреспондент Утро.ru.
Колдовство коми охватывало все стороны жизни, не исключая сферы интимных отношений. Корреспондент привел несколько самых ярких примеров. Среди них — истории о псевдоженах — лесных духах, которые обманывают охотников, выдавая себя за их жен. Последствием такого колдовства становится психическое расстройство. Едва ли не более опасным явлением оказывается уносящий людей дух-ветер шувгей. Причем разным людям шувгей представляется по-разному: ребенку — хороводом веселых детей, взрослому — умершим другом или родственником, соблазнительной девушкой. Вихрь носит свою жертву неведомо где, а потом оставляет недалеко от того места, где он его захватил. Отпущенный вихрем человек обычно, говорят, заболевает эпилепсией, теряет разум или, в лучшем случае, отделывается заиканием. Еще один пример колдовства у коми — так называемая шева — болезнь и одновременно живое существо-дух.
Вероятно, предполагает корреспондент Утро.ru, могущественные колдуны в Коми живут и поныне. Доказательство тому — встреча в конце 1970-х годов в тайге советского ученого-атомщика Олега Куратова со старым коми колдуном — туном, о которой он и рассказал журналисту.
Комментарии