Это нужно, чтобы изучить влияние вырубок на гидрологию рек и водотоков.
Как сообщает пресс-служба фонда «Серебряная тайга», с 3 по 8 августа группа экологов отправилась в экспедицию для изучения потенциального влияния вырубок на гидрологию рек и водотоков. Исследования проводились на водосборах рек Седка и Суран в Прилузском и Койгородском районах Коми. Из водотоков отобрали пробы воды, грунта, растительности, наилка и ила. Также было составлено описание древостоев на территориях, непосредственно примыкающих к водоемам, и на отдаленных участках (на расстоянии до 500 метров от кромки воды), в том числе и на примыкающих к рекам вырубках разного возраста.
Как показали предварительные результаты обследования, водоохранные зоны выполняют свою защитную роль. Явное влияние рубок, даже в примыкающих к ручьям и рекам зонах, не прослеживается. Исключение составляют мелкие водотоки, у которых не выделена водоохранная зона, и водотоки, не обозначенные на картах. При лесозаготовках такие мелкие ручьи нередко пересекаются трелевочными волоками и поэтому наблюдается очевидное ухудшение состояния и самого водотока, и примыкающих к нему прибрежных зон. Негативные процессы можно идентифицировать по изменению растительности, по появлению конусов выноса грунта, по заилению русла водотока, по усыханию древостоев на заиленных участках и другим негативным признакам.
Так, в конусах выноса ручьев, русла которых пересечены трелевочными волоками на вырубках, появляется несвойственная лесным экосистемам растительность в виде зарослей осоки остролистной, рогоза, мать-и-мачехи, щучки дернистой и другой нетипичной лесной флоры. Кроме того, вода в таких местах часто имеет неприятный запах, связанный с гниением древесных остатков, которые попадают в русло водотоков вместе с талыми или дождевыми водами, стекающими вниз по рельефу.
Также наблюдается негативное воздействие на реки в результате строительства и содержания мостов лесовозных дорог, которые пересекают реки. Однако далеко не везде такие мосты оборудованы песокоуловителями, противоэрозионными сооружениями, отводами из придорожных канав, а это является нарушением необходимых, установленных законодательством стандартов и требований. Такие очевидные нарушения при пересечении водотоков с лесовозными дорогами были отмечены в ходе экспедиции неоднократно, и чтобы оценить их долговременное воздействие – пробы воды, грунта, растительности отбирались выше мостов и ниже мостов (на расстоянии до 500 метров).
Всего обследовано восемь водотоков, заложено более 20 учетных площадок, отобрано около 60 килограммов проб, которые направлены на анализ в Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.
Экологами рассматривались разные гипотезы влияния вырубок на водотоки. Основная заключается в том, что при сведении древостоя в процессе рубки резко ускоряются окислительно-восстановительные процессы в лесной подстилке и почве. Подкисление воды на разных уровнях почвы приводит к вымыванию тяжелых металлов, которые обычно концентрируются в лесной подстилке и растительных остатках, а также в самих растениях.
Ранее сотрудники фонда уже пытались оценить влияние дорог и вырубок разных лет на водные организмы, в частности, на зообентос, но не получили достоверных различий на участках выше и ниже мостов, выше и ниже вырубок. Таким образом, по его словам, биоиндикация в силу своих методических особенностей оказалась малоэффективной при изучении воздействия вырубок на гидрологию водотоков.
Такие непредвиденные последствия сплошных рубок на уровне таежного ландшафта в целом еще раз свидетельствуют о том, что необходимо установление нормативов не только по ширине водоохранных зон и площади отдельной вырубки (сейчас – до 50 гектаров в таежной зоне Коми), но и по ограничению общей площади сплошных рубок в пределах водосборного бассейна лесной реки. По мнению экологов фонда, такой норматив должен быть следующим: в пределах водосбора лесной реки (от 10 тысяч гектар и более) суммарная площадь сплошных вырубок в течение периода лесовосстановления (15 лет для средней подзоны и 20 лет для северной подзоны тайги) не должна превышать половину площади водосборного бассейна реки.
Фото сотрудников фонда «Серебряная тайга»
Комментарии