Период общественного обсуждения проекта ФГОС завершается 18 сентября.
Комитет гражданских инициатив заявил, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной и основной школы, разработанные под эгидой министерства просвещения России, период общественного обсуждения которых завершается 18 сентября, если их принять в существующем виде — не решат ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, сформируют новые риски и для школы, и для общества в целом.
«Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характер, — говорится в сообщении комитета. — Декларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса — как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, — жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути — единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику».
Подписанты заявления согласны с тем, что итогом внедрения «новых» ФГОС станет негативная трансформация учебного процесса: «перегруженные учителя, работающие на несколько ставок, и ученики, «рабочий день» которых длится 8–12 часов без учета факультативов и репетиторов, просто не смогут заниматься формированием необходимых в ХХI веке навыков, включая базовое умение учиться». Дети будут полностью скованы механическим заучиванием материала.
«Даже если процесс такого натаскивания увенчается успешной сдачей ЕГЭ, масса поступивших в ВУЗы студентов покинет их после первой же сессии», — считают члены комитета.
Они полагают, что обессмысливание посещения школы создаст базу для ценностного конфликта поколений. Кроме того Минпросвещению они бросают упрек в том, что министерство занимается имитационной деятельностью по поводу решений, принятых на политическом уровне.
Например, это касается выполнения поручений президента России Владимира Путина №209 (февраль 2017 года), №294 (февраль 2019 года) и «майского указа» (2018 года). В первом случае от Минпросвещения требовалось обеспечить «систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях».
«Ни о каких мониторинговых исследованиях, которые были бы учтены при разработке стандартов, общественности и профессиональному цеху не известно. Отсутствует анализ применения действующих ФГОС, что по сути означает игнорирование школьного опыта последних десяти лет. Ни о какой ориентированности на применение «навыков в реальных жизненных условиях» речь также не идет, потому что единообразие учебного материала предполагает единообразие жизненных условий в нашей разнообразной стране», — негодуют специалисты.
Они добавляют, что от внедрения новых ФГОС проиграют все: дети, общество, государство. В выигрыше, по их мнению, могут оказаться контролирующие чиновники, для которых поле деятельности будет расширено. Также как и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ. В результате может произойти снижение конкуренции среди учебных материалов и программ при увеличении возможностей для коррупции.
Педагоги и эксперты предложили ввести мораторий на изменение ФГОС до тех пор, пока не будет проведена работа по анализу сильных и слабых сторон действующих ФГОС «второго поколения». Они считают, что необходимо сформулировать цель и задачи развития системы образования, включая задачи модернизации как школьного, так и профессионального педагогического образования, снизить нагрузку на учеников и педагогов, повысить их социальный статус, наладить общественный диалог (создать площадку для учета мнений и интересов всех участников и бенефициаров образовательного процесса).
Фото: pixabay.com
Комментарии