Память о воинах-оленеводах особо чтут в Коми.
Коми 20 ноября впервые официально отметила День памяти участников оленно-транспортных батальонов, которые сыграли немаловажную роль в Великой Отечественной войне. Эта памятную дату учредили в республике в 2024 году для сохранения исторической памяти о подвигах земляков и увековечивания их имен. Важно помнить, что именно знания о прошлом формируют наше восприятие настоящего и будущего. Это не только дань уважения, но и способ научиться ценить свободу и мир.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Именно в этот день в 1941 году в СССР приняли секретное постановление №ГКО-930с «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области», подписанное Иосифом Сталиным. Вскоре из деревни Новикбож через села Ижму и Усть-Цильму в Архангельскую область выступил первый отряд.
В усинском Новикбоже особо чтут подвиг земляков-оленеводов. Тут можно познакомиться с историей оленно-транспортных батальонов, открыв для себя малоизвестные главы летописи Великой Отечественной войны. В деревне находятся единственный в Коми памятник воинам-оленеводам и уникальный переносной музей-макет «Северный путь. Дорога к Победе», который в этом году посетит Волгоград.
Экспозиция о каюрах, сражавшихся на фронтах войны, является центром притяжения гостей деревни. В музее расскажут, что 28 ноября 1941 года из Новикбожа отправился на фронт оленно-транспортный батальон. Однако точное число жителей Усинского района, вступивших в новое подразделение, установить сложно. Сами ветераны мало рассказывали о тех тяжелых днях военного времени, когда сложно было и в тылу. Поэтому и их потомки знали немного. Сведения о подвиге оленеводов нашли в архивах. Благодаря работе краеведов список участников оленно-транспортных батальонов пополняется новыми именами.
В музее при помощи миниатюрных фигурок каюров и оленей, сделанных местными мастерицами, показана их дорога в Мурманскую область, куда бойцы ехали на нартах, а часть пути преодолели на поезде. Глядя на макет, усыпанный заменяющей снег содой, можно представить, в каких условиях пробирался караван той холодной зимой, как тяжело было ехать голодным оленям в тесных вагонах.
Олени сыграли немаловажную роль для общей победы. Они участвовали в разведке, проходили там, где не мог пройти человек или проехать техника. На оленях вывозили раненых, части самолетов, доставляли почту, продовольствие, боеприпасы, перевозили офицеров.
Бойцы грамотно использовали качества этих животных. За ними практически не нужен уход, корм добывают сами. Они хорошо видят в темноте, слышат и предупреждают, что кто-то приближается. Не издают звуков при ранении. Подсказывают, где лучше перейти водоем. Знают, что скоро пойдет дождь.
Противник поначалу не воспринимал оленей всерьез, а затем устроил массовую охоту. После войны выживших рогатых оставили в совхозах Кольского полуострова. Популяция, которая ушла из Коми, не восстановилась до сих пор. Правда, есть у местных легенда, что небольшая группа оленей самостоятельно вернулась в родные края.
Благодаря подвигу дедов-оленеводов живет деревня, живут потомки ветеранов. Девушки шьют кукол в доме культуры, юноши реконструируют сражения войны с приезжими единомышленниками. В наше время оленей заменили снегоходы, этих животных теперь тут не встретишь. Да и вообще, оленеводам нравится быть подальше от цивилизации.
В селе Ижме тоже особо хранят память о подвигах воинов-оленеводов. Тут в годы Великой Отечественной войны формировали специальные подразделения на оленях. Сегодня в селе можно возложить цветы к мемориалу на берегу реки, пройтись по улицам, названным в честь героев, посетить музей с экспозицией про «заполярную кавалерию» и пообщаться с потомками участников оленьих подразделений.
Тут разработан «Маршрут Победы». Это экскурсия по местам, которые связаны с заслугами оленеводов в годы войны. С набережной мобилизованные сельчане уходили на фронт. Сегодня об этом напоминает большой камень и металлическая конструкция в виде чума с плитами, на которых выгравированы имена участников лыжно-оленьих батальонов.
Ижемский райпромкомбинат в годы войны изготавливал лыжи, одежду, нарты, малицы, тобаки, палатки, упряжь. Работники отправляли на фронт грибы и ягоды. В 2001 году главное предприятие села закрылось, не выдержав конкуренции в условиях рыночной экономики.
В ижемском музее, который был домом богатого крестьянина, можно узнать о ранее засекреченных событиях войны. Часть информации удалось получить благодаря воспоминаниям ветеранов, записанных в тетрадь директора школы. А недавно выяснилось, что оленей в Ижме собирали по секретному заданию, которое поступило в колхоз раньше изданного постановления И.Сталина. В итоге местные согнали 1200 оленей и отправили на фронт больше 300 призывников. Именно ижемцы смогли раньше всех выступить в сторону Архангельска.
Среди мобилизованных значились не только пастухи, но и речники, судостроители, служащие и колхозники. Для них организовали краткосрочные курсы боевой подготовки. Во время перехода призывники получали обморожения, ослабевших оленей подбирали и везли на нартах. Переезд на поезде из Архангельска до Мурманска стал тяжелым испытанием для оленей. И они его выдержали.
Оказалось, что музеи сегодня знают больше, чем потомки ветеранов. Местные краеведы хранят традиции и ведут научную работу. Сегодня установлены имена и биографии более 300 уроженцев Ижемского района, являющихся участниками лыжно-оленьего батальона. Поисковая исследовательская работа продолжается, книга о подвиге каюров и их боевых четвероногих товарищах пишется.
Оленеводы помогли удержать самый протяженный Карельский фронт. «Заполярная кавалерия» решила невыполнимую задачу, а вклад животных до сих пор не оценен по достоинству.
*** Информация собрана во время пресс-тура, организованного министерством национальной политики Коми.
Фото и видео Владилена Олофинского
Владилен Олофинский
Комментарии