С финансовыми трудностями столкнулись 46 процентов жителей страны.
Согласно отчету аналитического центра НАФИ по итогам опроса в июне, у 45 процентов россиян совсем или почти не оказалось сбережений к началу пандемии коронавируса.
Еще 29 процентов опрошенных сообщили, что какие-то сбережения были, но их оказалось недостаточно в период кризиса. Остальные 26 процентов сумели сформировать достаточную подушку безопасности для того, чтобы пережить самоизоляцию даже в условиях потери всех источников дохода.
При этом с финансовыми трудностями столкнулись 46 процентов от всех опрошенных. Из тех, кто не имел сбережений, на вопрос о трудностях с деньгами в период самоизоляции положительно ответили 57 процентов респондентов.
По результатам опроса НАФИ, который агентство проводило незадолго до начала активной фазы эпидемии в России (февраль и март), в случае потери основного источника дохода 42 процента россиян могли бы продолжать нести необходимые расходы, не занимая при этом денег, в течение одного месяца. Еще 26 процента респондентов — менее трех месяцев. В среднем же, подсчитали в агентства, сбережений россиян хватило бы на 63 дня в случае потери работы.
Если до пандемии (в феврале), согласно опросам НАФИ, только шесть процентов россиян оценивали свое материальное положение словами «едва сводим концы с концами», то во время пандемии (в апреле) их было уже 11 процентов. Также увеличилась доля тех, кто сообщил, что на продукты денег хватает, но покупать одежду уже затруднительно (с 21 до 28 процентов).
При этом с 44 до 36 процентов сократилась доля респондентов, которые не затруднялись с покупкой еды и одежды, но уже с трудом могли позволить себе покупку холодильника или телевизора. Стало меньше и тех, кто свободно приобретал бытовые приборы, но затруднялся с покупкой машины (с 25 до 19 процентов).
Опросы НАФИ проводились по национальной репрезентативной выборке в размере двух тысяч человек не менее чем в 46 регионах и в 152 населенных пунктах России.
По итогам исследований, проведенных в период пандемии, в аналитическом центре сделали вывод, что ситуация с коронавирусом заставила потребителей переоценить жизненные приоритеты. В НАФИ ожидают, что больший, чем раньше, приоритет получат ценности здоровья, семьи и цифровых технологий. Также аналитики предсказывают значительное снижение демонстративного потребления.
Фото Владилена Олофинского
Комментарии