Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 18 ноября, 2021, 16:52 7359 1

Премьера спектакля «Пиковая дама» в театре оперы и балета Коми

Она состоится 21 ноября.

В театре оперы и балета Коми 21 ноября состоится премьера одной из самых захватывающих и загадочных опер мира - «Пиковой дамы». Пока в театре завершаются последние приготовления, театралы находятся в приятном предвкушении: чем всегда готовая к экспериментам театральная команда во главе с главным режиссером Ильей Можайским удивит на этот раз?

В беседе с порталом «Мой Сыктывкар» Илья Семенович поделился авторским видением произведений Чайковского и Пушкина, рассказал о сценографии, костюмах и акцентировал внимание на высоком уровне и вкусе театралов Республики Коми.

- Почему решили взяться за постановку такого сложного материала?

- Есть несколько аспектов, которые повлияли на выбор произведения. Во-первых, нам хочется расширить русский оперный репертуар в театре. Во-вторых, этот спектакль станет бенефисным для нашего драматического тенора Анатолия Журавлева, который воплотит на сцене сложный образ главного героя (зрители увидят спектакль с его участием в декабре). В-третьих, мне как режиссеру интересно работать с произведением, основанном на такой сильной драматургии. «Пиковая дама»  - вершина классики, но очень сложная вершина - и я считаю, что театр сегодня готов взяться за этот непростой материал. К тому же у нас сформировалась отличная команда профессионалов, которые привыкли к эксперименту (а этот спектакль нельзя ставить без эксперимента). Ко всему прочему мы подготовлены к эксперименту и технически - в этом году была закуплена современная мультимедийная техника, которая уже показала себя в балете «Яг- Морт».  Поэтому сейчас самое время взяться за этот спектакль и попытаться решить его но-новому, чтобы он произвел впечатление и был интересен зрителю.

Надо отметить, что в спектакле будут задействованы не только артисты Театра оперы и балета, но и приглашенные исполнители. В последнее время театр после гастролей в Москву или Санкт-Петербург получает много предложений о сотрудничестве, в том числе и от молодых артистов, это еще одно подтверждение возросшего авторитета театра. А постановка «Пиковой дамы»  - тот самый очередной барьер, преодоление которого поможет нашему театру выйти еще на более высокий уровень. 

- В сентябре на пресс-конференции, посвященной новому сезону, главный дирижер Роман Денисов отметил, что «Пиковая дама» в некоторым смысле жанра - хоррор или триллер. Поделитесь авторской концепцией постановки?

- Чаще всего «Пиковую даму» ставят как обычную бытовую историю: Герман подслушал разговор о таинственном сочетании карт, попытался реализовать свои амбиции и проиграл. Но вся сущность материала Чайковского в отличие от Пушкина сконцентрирована в том, что в финале оперы композитор дает возможность духовного спасения для героя. Когда вслушивались в музыку, то созрело понимание, что надо решать этот спектакль через образ главного героя Германа - его глубинные мысли, чувства, конфликты. Наш герой с самого начала оперы предстает перед зрителями в пограничном состоянии сумасшедшего человека.

Герман приходит в игорный дом каждый вечер, но не решается играть. И почему не играет? Пытается найти единственную формулу, которая позволит ему не проиграть. На этой почве герой в некоторой степени лишается рассудка. Неожиданно Герман встречает девушку, которая ему нравится, но в то же время он ее боится. Когда мы начали работу с драматическим материалом, то для нас созрели два плана - Герман фактически саморазрушается, но бог ему послал Лизу, которая для него является синонимом жизни. И Герман начинает выбирать между смертью и жизнью. Вот об этом мы и хотели поставить спектакль - о выборе человека, который находится в пограничном состоянии.

Весь мир для Германа черный. Подчеркивая эту идею мы окружаем героя черными тенями в воплощении  артистов хора и балета. Все против него, единственный антипод черного мира -  Лиза, которая помогает ему вырваться из круга, но он не воспользовался этой возможностью, более того - он его разрушил. У Лизы есть громадная ария, в которой она пытается спасти и оправдать Германа, но он не готов к этому: «Милая, нам надо бежать».  «Куда?», «В игорный дом». Герман отталкивает Лизу - его выбор сделан. Игорный дом мы сделали жутким, немного адским, в нем играют люди, которые подвержены адским страстям - и среди них Герман хочет царствовать. Приходит Герман, у него наконец-то есть формула, которую ему выдал призрак почившей графини, он должен выиграть. Называет одну карту, вторую. Все игроки в шоке! Герман уже чувствует себя пророком. Единственный, кто ему противостоит в этом круге, жених Лизы Елецкий, антипод Германа. Их противостояние подчеркивается и в цветовой гамме костюмов: черное и белое. Герой снимает белый костюм, под которым оказывается красная рубаха. Герман проигрывает. По Чайковскому, идя путем саморазрушения, Герман приходит к проигрышу. А если бы он выиграл? Он бы не остановился и дальше, но композитор ставит точку. Как «черный человек» он закончился, проиграл, потому что отказался от жизни. 

Как режиссер я считаю, что Герман включил Лизу в систему своей игры, сделал ее разменной картой в своей жизни, не поняв, что она ему несла. Героиня его любила по-настоящему, его же любовь была эгоистичной. Если было бы по-другому, то он бы просто сделал другой выбор. Он хотел все - и жизнь, и смерть. Драматург Чайковский идет еще дальше, чем Пушкин. Звучит последний хор, в котором отпевают Германа, а в музыке мы слышим мажорные ноты. Я считаю, что тем самым композитор спасает душу главного героя. Этим путем мы пошли, взяв за основу концепции идею возрождения - один Герман умер,  другой Герман возродился. 

- Постановки «Пиковой дамы», связанные с крупными именами в режиссуре, начиная от Мейерхольда и заканчивая Юрием Любимовым, Львом Додиным, шли по пути изменения либретто и партитуры: делались купюры, переставлялись музыкальные номера. А как соотносятся в вашей постановке драматургическая и музыкальная основы спектакля?

- Моя идея - глубже проникнуть в музыку Чайковского, подчеркнуть драматизм оперы. Если драматургия точно раскрывается в музыкальном материале, то музыка выходит на другой уровень. Пример от обратного: режиссер невнимательно отнесся к музыке - и спектакль не звучит, какой бы гениальной не была изначальная задумка. 

В целом мы полностью сохранили материал Чайковского, купировав только одну сцену - хора мальчиков в саду, потому что нет возможности пригласить такое количество юных артистов. У нас спектакль начинается увертюрой - сценой в игорном доме  - и тем самым  обостряет тему игры, которая свела с ума Германа.  Из-за этого сдвинулись музыкальные темпы: по мере нарастающего сумасшествия Германа нарастают и темпы, которые доводятся до кульминации в сцене грозы. 

Я уверен, что в выборе звучания нельзя не учитывать современные тенденции. Время диктует правила, которые нельзя не брать в расчет, поэтому с музыкальным материалом вступаешь в некую игру в поисках выстаивания конфликта. Сейчас музыка вышла на улицы, стадионы, а это другой уровень звучания  - и театр не может это не учитывать для того, чтобы пришел молодой зритель.  Отрадно, что несмотря на разный репертуар, по моим наблюдениям в наш театр приходит много молодежи. Значит мы находим ключи, которые помогают найти контакт с новым поколением.

- Расскажите о сценографии, костюмах  – планируется ли в «Пиковой даме» какое-то необычное решение?

- В оформлении спектакля искали современные ходы. Сейчас мы работаем с талантливой художницей из Москвы Марией Смолко, которая помогла найти решение и выстроила систему на сцене и в костюмах, отражающую концепцию борьбы светлого и темного начал. Так, зритель увидит систему карт, которые двигаются, крутятся и трансформируются по ходу сюжета на сцене то в склеп графини, то в зеркальный зал на балу. Мария - дотошный художник, мы с ней до мелочей продумывали отдельные детали, искали разные варианты решения. Кроме того,  у нас будет и мультимедиа, над которым работает Михаил Смолко - художник видеоконтента.

Я считаю, что в любом спектакле мерилом всего является вкус, надо делать так, чтобы все было стильно, интересно, динамично. Я называю это правилом золотого коромысла. К примеру, прекрасная игра, но плохо сыгранная музыка, может уничтожить спектакль так же, как и хорошо звучащая музыка, не сочетающаяся с драматическим материалом. Крен в одну из сторон - и зритель уже не воспринимает материал. Многие оперные театры сейчас горят на том, что приглашают драматических режиссеров, воплощающих идею, которая никак не стыкуется с музыкой. А когда ты и поставил интересно, да еще и угодил точно в музыкальную драматургию, то коромысло поднимается - и мы выходим на другой уровень. Недавняя постановка «Сказки Гофмана» как раз служит примером, когда все сработало на высоком уровне -  и вокал, и прекрасное оформление, и эмоциональное воздействие, и идея.

И не надо говорить, что Театр оперы и балета Коми якобы не столичный театр. Неправда. Все зависит от того, как работать и какие люди работают. К примеру, после яркой премьеры в «Сказках Гофмана» у солистки театра Анастасии Морараш даже поклонники в Москве появились. То есть многие артисты вырастают, когда есть настоящая работа, интересный материал, в который погружаешься с головой.

- Готовясь к интервью, я прочитала несколько статей о режиссерах, которые ставили «Пиковую даму». Они отмечали, что работа над этим материалом несколько выматывает, потому что очень сложно заглядывать в бездну человеческой души. А ваша работа над оперой тоже была выматывающей?

- Некоторые режиссеры начинают вживаться в конкретного персонажа, но это неправильно. В произведении всегда существует конфликт, а моя задача как режиссера - разъять этот конфликт, понять, в чем противоречие конкретных людей, и передать видение зрителю. Всегда интересно, когда персонаж не просто функция, а сплав положительного и отрицательного: есть, что играть актеру. Для меня этот мажорный финал в опере оправдал все, я понял, ради чего делать спектакль - и поэтому мне он давался легко. Я по натуре человек, который любит ставить спектакли со счастливым финалом. У нас непростое время, зрителю нужен не только катарсис, но и толчок для того, что ему захотелось жить. Я считаю, что театр именно для этого и создан. Люди должны праздник получить, даже смотря трагедию. 

- Как вы считаете, столица Коми готова к новому прочтению «Пиковой дамы?» И какой реакции вы ожидаете от публики? 

- Это не первый спектакль, где мы идем на эксперименты. Помню, когда ставили оперу «Тоска» Джакомо Пуччини, тоже переживали, поймет зритель наше решение. «Сказки Гофмана» тоже в первые дни после премьеры породили дискуссии среди зрителя, но позже мы получили признание в Москве. А сколько было споров по «Фиалке Монмартра», зрители дискутировали, можно ли исполнять музыкальные партии в джинсах. А почему нет? Почему главные герои не могут быть современными ребятами? Позже в Москве «Фиалку Монмартра» прекрасно приняли, а смелый эксперимент похвалили.  Значит мы правильным путем идем. Для меня критерий, что все получилось, когда в зрительном зале сначала воцаряется тишина - и зритель на мгновение замирает перед тем, как подарить аплодисменты артистам. И в этот момент я понимаю, что мы выиграли это сражение, значит зрители поняли, о чем мы поставили спектакль, значит мы тронули их души.

С одной стороны мы должны искать современный язык, с другой сделать так, чтобы он прозвучал  - музыка есть музыка. И повторюсь, хочется, чтобы прозвучала она по-современному. Конечно, и режиссер, и дирижер выступают как авторы - мы сочиняем свое произведение, берем материал, проживаем его, носим идею, обживаем музыкальный материал вместе с артистами, а потом создаем музыкальную драму или комедию, которую выносим на суд зрителя. Происходит взаимодействие с музыкальным и драматургическим материалом, если оно грамотно, впечатляет - и все получается.

Фото портала «Мой Сыктывкар»

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама