Социальная изоляция и высокие технологии: почему люди превращаются в одиночек.
В нашем взаимосвязанном мире никогда не было более одиноких, злых людей, чем сейчас. Ответственны ли технологии за снижение эмпатии человека?
Поскольку экономика становится все более взаимосвязанной, возникло новое глобальное явление: растет число людей, которые чувствуют себя изолированными. Технологии революционизируют рабочие места и создают беспрецедентные возможности для бизнеса и общества по мере того, как физический, цифровой и биологический миры все больше сливаются.
Согласно докладу о глобальных рисках 2019 года, опубликованному Всемирным экономическим форумом в партнерстве с Zurich Insurance Group, четвертая промышленная революция характеризуется размытостью границ между человеком и технологией. Результатом этого размывания является увеличение числа одиноких людей, увеличение поляризации и снижение эмпатии.
В отличие от предыдущих волн глобализации, сегодняшнее чувство недовольства связано не только с увольнениями. Для бизнес-лидеров задача состоит в том, чтобы создать корпоративную культуру открытости и разнообразия, которая учитывала бы интересы сотрудников и клиентов.
«Нам понадобятся новые способы управления технологиями и глобализацией, которые откликаются на эпоху небезопасности, с которой сталкиваются многие люди», – говорит Джон Скотт, руководитель отдела устойчивого развития Zurich Insurance Group.
Влияние технологий на общество
Технология является сложным фактором в повышении уровня гнева и одиночества. В докладе о глобальных рисках отмечается, что в недавнем исследовании 58 процентов респондентов в США и 50 процентов в Соединенном Королевстве назвали технологии основной причиной одиночества и социальной изоляции. Но тот же опрос показал, что социальные сети облегчают людям «значимое общение с другими», и что одинокие люди скорее склонны к отказу от использования социальных сетей.
Распространенные цифровые технологии также размыли границу между рабочим местом и домом. Письма по работе часто начинают отправлять задолго до начала рабочего дня и такая переписка продолжается гораздо позже формального окончания рабочих суток. Исследование, проведенное в 2016 году Pew Research Center, показало, что почти треть взрослых американцев никогда не выключают свои смартфоны.
Давление со стороны профессиональной жизни все больше ущемляет частную жизнь, а люди часто не имеют традиционной поддержки у себя дома. Процент домохозяйств, состоящих из одного человека, в Великобритании почти удвоился за последние 50 лет, аналогичный рост наблюдается в США, Германии и Японии. В городских столицах число «одиноких» еще выше: 50 процентов в Париже, 60 процентов в Стокгольме. В центре Манхэттена 94 процента домохозяйств состоят из одного человека.
Урбанизация ослабляет социальные связи не только в городах, но и в общинах и домохозяйствах, которые состоят из трудящихся-мигрантов, и растущая социальная изоляция является тенденцией как в развитых, так и в развивающихся странах. Согласно исследованию, опубликованному офисом Кабинета министров Великобритании, доля людей, чувствующих себя одинокими в этой стране, выросла до 22 процентов в 2017 году по сравнению со средним показателем в 17 процентов в 2014–2016 годах, при этом резко сократилось число людей, которые сообщили, что никогда не чувствовали себя одинокими.
Эти данные отражают результаты исследования в американском социологическом обзоре, в котором рассматривалось количество близких друзей, которые есть у людей. В 1985 году среднее число близких друзей составило 2,9. К 2004 году их было уже лишь 2,1. Процент ответивших, что у них нет близких друзей, утроился за тот же период.
«Эмоционально люди довольно одиноки. Во многих обществах мы видим своего рода распад семьи или связи с семьей, – говорит Д.Скотт. – Я думаю, что это также имеет отношение к демографии: молодые люди более склонны к использованию технологий и социальных сетей, а также к тому, чтобы жить в мире, общающемся с машинами с помощью чат-ботов. Это может вызвать всевозможные эмоции страха и разочарования, а в некоторых случаях это разочарование может выражаться в виде гнева».
Индивидуальные психологические и эмоциональные проблемы могут стать коллективными проблемами, когда одиночество и разочарование встречаются с популистской политикой и политикой идентичности – возникающая реальность в так называемую «эпоху гнева». Согласно докладу о глобальных рисках, эти тенденции могут представлять значительную угрозу для геополитической стабильности.
Одно исследование американских студентов, опубликованное в обзоре Personality and Social Psychology Review, показало, что уровни эмпатии упали на 48 процентов в период между 1979 и 2009 годами. Возможные причины растущего разрыва в эмпатии включают в себя рост материализма, изменение методов воспитания и «цифровую эхо-камеру», в которой люди закрепляются в сплоченных группах единомышленников. Такие эффекты эхо-камер не всегда настолько очевидны, как в социальных сетях. Например, исследователи обнаружили, что процессы сопоставления, используемые на платформах знакомств, также могут ослабить социальные связи.
Исследования показывают, что степень эмпатии в онлайн-соединениях в шесть раз ниже, чем в реальных взаимодействиях.
«Сложные преобразования в трех областях – социальной, технологической и связанной с работой – создают все более тревожный, несчастный и одинокий мир, в котором растет гнев, и эмпатия, по-видимому, уменьшается, – говорит Д.Скотт. – Мир разобщенных и рассерженных людей может привести к нестабильным результатам выборов и снизить вероятность решения сложных глобальных рисков с участием многих заинтересованных сторон».
Как бизнес-лидеры могут помочь
Ни один бизнес не может быть полностью изолирован от растущего популизма и снижения эмпатии, очевидного в обществе, но Д.Скотт считает, что этим риском можно управлять с помощью корпоративного духа, проявлениями которого являются бдительность, разнообразие и отзывчивость. Деловой мир может предпринять ряд шагов, чтобы помочь смягчить негативные влияния на людей, вызванные развитием технологий.
1. Улучшение ментального здоровья и благополучия на рабочем месте
В 19-м веке правила и практика в области физического здоровья и безопасности изменили работу во многих индустриальных странах. В 21-м веке правила и практика охраны психического здоровья и безопасности могли бы сыграть аналогичную роль, если бы условия на рабочем месте соответствовали экономике, основанной на знаниях.
2. Взаимодействие с обществом более значимым образом
В течение десятилетий мантры об акционерной стоимости и представления о том, что «дело бизнеса – делать бизнес», проникали в развитые страны Запада. Все чаще в более глобальном мире, в котором доминируют технологии, и в котором очень мало определенности, особенно для молодых людей, появляется стремление потребителей и сотрудников к чему-то более значимому в их жизни. Компании, которые могут создавать и передавать чувство цели и смысла, имеют больше шансов на связь с сотрудниками и клиентами. Д.Скотт выступает за разработку новой концепции партнерства между частным и государственными секторами, в которой практика и политика на рабочем месте помогают сократить отдельные эхо-камеры и укрепить связи более широкого сообщества, а инклюзивная бизнес-среда способствует социальной близости и вовлеченности, участию.
«Сочувствие лежит в основе всех политических систем, которые стремятся к либеральным условиям, – говорится в докладе о глобальных рисках, – и никакие законы или нормативные акты не преодолеют недостаток сочувствия».
*** В заголовке используется понятие «эпоха гнева». Это может быть отсылкой к документальной книге «Эпоха гнева: «История настоящего» индийского писателя Панкаджа Мишры, изданная в 2017 году. В ней П.Мишра объясняет возрождение реакционных и правых политических движений в конце 2010-х годов. Он утверждает, что националистические, изоляционистские и шовинистские движения возникли в ответ на глобализацию и нормализацию западных идеалов, таких как индивидуализм, капитализм и секуляризм.
Об «эпохе гнева» также упоминал словенский философ Славой Жижек в интервью RussiaToday (было опубликовано 27 июня 2016 года).
Эффект «эхо-камер» – это понятие в теории СМИ, метафорическое описание ситуации, в которой убеждения усиливаются или подкрепляются общением и повторением внутри закрытой системы.
Статья и фото Financial Times, перевод Александра Калиновского
Комментарии