Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 7 Март 2019, 20:31 11633 3 2

Такого беззакония, как на Шиесе, не видел ни разу в жизни – Иван Иванов

Большое интервью с одним из самых известных природоохранных активистов в Коми.

Гражданский активист из Сыктывкара Виктор Вишневецкий взял интервью у заместителя председателя «Комитета спасения Печоры» Ивана Иванова – одного из самых известных природоохранных активистов в Коми и не только. Запись этой беседы В.Вишневецкий передал «КомиОнлайну».

 

Скажите, пожалуйста, какая цель вашего визита сюда, на станцию Шиес?

Я надеюсь, что противодействую строительству полигона для московского мусора.

Вы из «Комитета спасения Печоры». Почему вы занимаетесь проблемой, не связанной с рекой Печорой?

Дело в том, что экологические проблемы не имеют административных и государственных границ. Мы всегда взаимодействуем с другими организациями и с общественными активистами. Изначально к нам обратились, мы делились накопленным нашим опытом. Хотя бы насчет проведения референдума. Потом уже мы поняли, что Шиес – это совсем рядом, это Вычегда. У нас очень много людей живет на Вычегде, наших сторонников. Вскоре мы поняли, что Шиес не решит проблему московского мусора, следующими будем мы, либо какой-нибудь другой регион. Мы поняли насколько серьезные силы за этим стоят, что их победить можно только сообща, причем всем сразу. Поэтому мы участвуем в этом, по куче причин.

Что было сделано для того, чтобы связать воедино протестный потенциал разных сил, вывести протест на межрегиональный уровень?

Я считаю, что основная движущая сила протеста в данном случае – это все-таки жители Урдомы. Поскольку то, что они делают, этого бы даже в голову не пришло никому, никаким умным людям в Архангельске и в Москве. Это раз. Да, произошло объединение очень-очень разных, абсолютно полярных и ранее не знакомых слоев общества – настолько для всех это строительство стало проблемой. Люди объединились стихийно. Городские жители Архангельской области поддерживают урдомчан и предпринимают совместные протестные действия.

По поводу строительства полигона: какая есть информация, что происходит на самом деле, какой тип объекта возводится?

Если открыть глаза и выйти на эту местность, то сразу понятно, что строят именно то, что они рекламируют в своем инвестиционном проекте – «технопарк Шиес». И причем исходя из презентаций, показанных в декабре 2018-го, здесь не будет никаких заводов, глубокой переработки древесины, мусороперерабатывающих установок для сортированного московского мусора. То есть будет банально тупая свалка, и единственное, что этот мусор будет упакован в полиэтилен – вот и все. А все процессы будут те же самые, что и на любой городской свалке. Этой пленки, они говорят, хватит на 30 лет. Это даже не смешно. Пакет полиэтиленовый не выдерживает вообще ничего, то есть любое механическое воздействие будет его рвать. И если не разорвет механическое воздействие, то разорвут газы, которые будут образовываться из-за органики (поскольку никакого раздельного сбора не будет).

Прежде чем возводить такой опасный объект, он должен был пройти какие-то процедуры перед началом строительства, что вам известно по этому поводу?

Я занимаюсь природоохранной деятельностью лет 15 и повидал всякое. Но такого беззакония как здесь я не встречал в жизни ни разу. Все, что можно нарушить, здесь нарушается. Это территория, на которой просто не действуют российские законы.

Сейчас идет вахта не только возле станции Шиес, есть и другие вахты. Можете прокомментировать, владеете такой информацией?

Да, есть четыре вахты на Шиесе – «Костер», вагончик #ВахтаНаШиесе, пост на перроне станции Шиес (смотрят чтоб не слили топливо с цистерн и тепловоза), вагончик на дороге на Мадмас и один пост с вагончиком неподалеку от Мадмаса, на дороге на Шиес. Я был на всех. Не буду рассказывать о том, что делал не я и в чем я не участвовал. Вот сегодня ночью я участвовал в дежурстве у костра у шлаковой дороги, которую незаконно сделали с Шиеса до Мадмаса. Был конфликт скорее со стороны, я так понимаю, сопровождающих бензовоза, который вез солярку. Бензовоз не доехал до нашего костра, я его не видел. Машину остановили подъехавшие жители Урдомы и Мадмаса, поскольку машина, видимо, свернула под запрещающий знак «Движение большегрузных транспортов запрещено» в Мадмасе.

С какого региона машины шли?

Я так понял, что с Коми.

А известно, кто сопровождал, кто участвовал в этом, кто оплачивал, вообще лица, которые к этому причастны?

Называют, да, предпринимателя с Микуни. Васильев фамилия его, по-моему. А вот с сопровождающим я немножко пообщался лично, он представился Алексеем. Он как бы угрожает преследованием полиции и обещает всем, что «мы еще поговорим», «мы еще встретимся», мутный тип. Пообщались с полицией, в общем-то нормально пообщались.

По поводу переезда через железнодорожные пути на станции Шиес строительной техникой: гусеничной и другого вида транспорта. Сообщите, что вам известно.

Вообще все, что происходит на станции Шиес в пределах отвода – это, в принципе, в ответственности РЖД. Все беззакония творятся с их молчаливого или даже не молчаливого согласия. Начнем с того, что станция Шиес не является грузовой станцией. Из всех возможных операций здесь может производиться только погрузка и выгрузка пассажиров. То есть все, что с августа 2018 года тут происходит – все это незаконно. С переездом та же самая история. Оснований для того, чтобы его устраивать, нет. Даже на бытовом уровне если посмотреть, то всякому ясно, что это опасно. Что, во-первых, сам этот переезд отсыпали уже по морозу. Далее, когда они кладут эти брусья, по ним едет гусеничная техника. Потом проносятся поезда пассажирские. Это у нормального человека вызывает – мороз по коже. Лично мне после этого страшно пользоваться услугами нашей железной дороги.

Переезд – это по определению пересечение железной дороги и автомобильной дороги. В данном случае переезд сделан не на автомобильной дороге, этой дороги не существует. А значит и этого переезда не существует. Созданы на скорую руку формальные условия для обустройства переезда, но, опять же, переезд – это пересечение автомобильной дороги с железной дорогой. А они там поставили ворота какие-то – атрибуты, которые в принципе не несут никакой смысловой нагрузки. Происходящее опасно для полотна железной дороги, и я абсолютно не уверен, что здесь ничего не может случиться. Находятся в опасности люди в проезжающих по этой дороге поездах. То есть РЖД не обеспечивает безопасность пассажиров.

Я не первый, кто уже подавал претензию на этот счет: в том числе, когда происходит посадка пассажиров на станции Шиес, люди оказываются на действующей строительной площадке. Когда я приехал на Шиес, я попал сразу в гущу работающих экскаваторов (отгребали и грузили в самосвалы песок, сваленных возле путей с платформ) и лавировал между ними.

Расскажите, пожалуйста, какие вы писали заявления, жалобы. Кому и куда, и какие вам приходят ответы.

Я четко и ясно знаю какие из органов занимаются отписками. Круги хождения этих пересылок изумительны. Когда жалуешься на прокурора Архангельской области, а тебе в итоге отвечает даже не заместитель, а его помощник. Речь шла по поводу официального сообщения на сайте прокуратуры Архангельской области, где дискредитируются участники протестных акций, митингов, по сути подвергается сомнению конституционное право на свободу собраний. Помимо защиты закона прокуратура должна заниматься защитой прав граждан, но они, видимо, об этом забыли.

Полиция Ленского района абсолютно не лояльна к активистам, поздно реагирует на обращения в отдельных случаях, ищет поводов, чтобы придраться. В Урдоме один сотрудник ГИБДД явно симпатизирует строителям. 

Расскажите про ситуацию со строительством забора и про эскалацию конфликта между строителями и протестующими.

Возле Шиеса действует ЧОП «Гарант безопасности» в функции которого входит слежка за активистами. Не охрана техники, не охрана каких-то материальных ценностей, а исключительно работа, которая связана с сыскной деятельностью. Тем самым, я полагаю, они как бы помогают скрывать правонарушения, которые здесь происходят. Из-за них активисты не могут зафиксировать нарушения. Раньше они вообще ходили по пятам, невозможно было по телефону поговорить, практически впритык перемещались за активистами. Есть четкое определение охранной деятельности. То чем они занимаются (слежкой за людьми) – это сыскная деятельность.  Что касается забора, то это объект капстроительства, поскольку для его возведения вбивались сваи. Ни у кого из строителей нет права здесь заниматься этим. С моей точки зрения это самоуправство. И таких объектов капстроительства здесь на Шиесе много.

Забор преградил тропу к поклонному кресту, который на Шиесе поставили жители Урдомы. И, приезжая на Шиес, всегда ходили к нему и читали молитвы. Забор незаконен, нарушает ряд законов, в том числе, так как нарушает условия договора безвозмездного пользования (пользователь не вправе ограничивать доступ граждан) на участке 15 гектаров.

Рабочие на Шиесе снимают слой грунта и кладут туда изоляцию, кладут песчано-гравийную смесь. Большое количество этого торфа, глины вывезено на дорогу на Мадмас. Это самовольная дорога, которую они сделали. Она идет около семи километров по территории Архангельской области, а затем уже – по территории Коми. При этом они перегородили природные ручьи. По этому поводу мне очень не понятно бездействие министерства природных ресурсов Коми. Они там были три раза и три раза они не видели поваленных экскаватором деревьев. Они не видели торфа привезенного, не замечали этого варварства – заваленных ручьев. Те, кто сделал такое с природой, считают ее просто какой-то помехой. Эта территория лесного фонда находится в аренде у Жешартского фанерного комбината.

Видя все эти нарушения и видя отписки властей люди озлобляются, и может быть поэтому и произошла эскалация этого конфликта. Жители вынуждены были перекрыть тропы, дороги, как-то бурно импульсивно реагировать?

Семь месяцев бездействия государственных органов, вранья, этих отписок... В государственную власть тут уже никто не верит. И вполне обоснованно. Поэтому то, что люди делают – это, в принципе, нормально, это вполне логично. Люди ведут себя еще очень сдержанно после семи месяцев этого издевательства. Они на пределе, им стоит больших усилий не поддаваться на провокации.

Были ли вы на встрече с СПЧ в Урдоме?

Да. Это был первый честный разговор за восемь месяцев.

После всего, что вы видели, вы еще верите в то, что, как один из активистов, вы сможете остановить строительство данного объекта в рамках закона?

Я никогда не делаю прогнозов таких. Но если все-таки свалку построят, то для меня лично это будет просто полнейший надлом, я просто перестану верить вообще, что в нашей стране можно добиться справедливости или хотя бы законности.

Фото предоставлено В.Вишневецким, над текстом работали Виктория Тушканова и Александр Калиновский

Реклама
Реклама

Комментарии

  • МаксПятница, 8 Март 2019, 15:29

    Коми онлайн респект за смелость!

    • АннаСуббота, 9 Март 2019, 21:57

      Они молодцы, освещают проблему не первый раз

  • АннаСуббота, 9 Март 2019, 21:59

    Очень содержательно, спасибо

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Март 2019»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама


Реклама