Большинство предпочитает решать эту проблему через родственников, друзей или договоренности между супругами.
«Левада-центр» представил итоги исследования, посвященного проблеме семейного насилия в России.
В целом 24 процента респондентов знают о применении физической силы (побои, удары) в семьях среди своего окружения, включая свою собственную. Каждый четырнадцатый житель России (7 процентов) был свидетелем домашнего рукоприкладства в родительской семье, а каждый двадцатый (5 процентов) практикует или является объектом насилия в своей собственной.
Более половины опрошенных (59 процентов) считают, что женщине в случае рукоприкладства со стороны мужа следует обращаться в полицию, треть опрошенных (33 процента) – «к своим родственникам и друзьям», пятая часть (20 процентов) – «к психологу», «к адвокатам» – каждый десятый (11 процентов). Среди всех респондентов (с разным опытом и знаниями) преобладает мнение о неформальном решении проблемы семейного насилия: через родственников, друзей или договоренности между супругами.
Об опыте физического насилия чаще говорят женщины, которые находятся на этапе жизненного пути, подразумевающем активную семейную жизнь и воспитание детей: более трети женщин в возрасте 31-54 года, участвовавших в исследовании, сказали, что случаи насилия бывают среди окружающих или в их семье – суммарно 35 процентов. Среди женщин в возрасте от 55 лет и старше был зафиксирован самый высокий уровень поддержки мнения, согласно которому «ни к кому не нужно обращаться, это сугубо личное дело супругов» (16 процентов).
Взрослые мужчины и женщины чаще предпочитают не предавать публичной огласке факты физического насилия в семье, причем эта установка характерна не только для мужчин предпенсионного возраста, но и тех, кто недавно перешагнул 30-летний рубеж.
На вопрос о том, какие же действия можно отнести к семейному насилию, самый популярный вариант – рукоприкладство с нанесением тяжелого вреда (75 процентов). Далее по популярности идут такие мнения: рукоприкладство без тяжкого вреда, сексуальный акт против воли супруга, шантаж детьми («отберу»), запирание в жилище, словесные угрозы насилия (в том числе убийства), систематические унижения и критика, ссоры и скандалы с криками, запрет обращаться к родственникам, принуждение к аборту, намеренный отказ от медицинской помощи, запрет на посещение публичных мест, шантаж деньгами либо создание финансовых ограничений, требование показать переписку в соцсетях или смс, запрет одеваться так, как нравится.
Респондентов также просили дать оценку «делу сестер Хачатурян» (убивших своего отца, который их насиловал и избивал). В целом по выборке оправдывают поступок девушек 41 процент (47 процентов женщин и 33 процента мужчин). Не согласны с теми, кто оправдывает их поступок 29 процентов опрошенных.
Фото: Sergei Fadeichev/TASS/nytimes.com
Комментарии