Генплан охватывает период развития столицы Коми до 2039 года, но что-то уже пошло не так.
Перечитать генеральный план Сыктывкара «КомиОнлайн» побудил релиз пресс-службы главы и правительства Коми, в котором говорится, что Минстрой России предложил закрепить генеральные планы в качестве основополагающих документов, на основе которых должны вестись все стройки в населенных пунктах. При этом сам генплан должен содержать как данные о комплексном развитии города, так и детальное описание кварталов вплоть до объектов недвижимости. Авторы поправок уверены, что это позволит эффективно бороться с градостроительными вольностями в отношениях между представителями муниципалитетов и застройщиками.
В правительстве Коми инициативу поддержали. «Каждое строительство жилого дома влечет за собой увеличение нагрузки на социальные объекты: детские сады, школы, поликлиники; объекты торговли и бытового обслуживания, инфраструктуру: дороги, парковки, тротуары, места отдыха и многое другое. Кроме того, такая система позволит результативно бороться с точечными застройками и вариантами размещения объектов, что называется, в чистом поле», - отметил глава Коми Вячеслав Гайзер.
Что такое генплан
Генеральный план Сыктывкара, над которым санкт-петербургский научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» трудился два года, был утвержден в декабре 2009-го. До этого столица Коми жила по генплану 1992 года.
По сути, генплан – это сборник различных документов, схем, стратегических планов. В нем определены основные параметры развития города: перспективная численность населения, объемы жилищного строительства, необходимые для развития городской инфраструктуры, основные направления развития транспортного комплекса и инженерии. Выполнено зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, территорий для развития других функций городского комплекса.
Концептуального генплан описывает три периода развития Сыктывкара. Первый этап («первая очередь строительства») завершается в 2015 году, второй (в документе он назван «расчетным сроком генплана») – в 2025-м. Третий этап – перспективный, рассчитанный на 25-30 лет, то есть до 2034-2039 годов.
Сравнение
В генплане содержатся как конкретные планы по развитию территории, так и размытые перспективы появления тех или иных объектов. Некоторые идеи даже можно назвать фантазиями. «КомиОнлайн» решил сравнить взгляд на Сыктывкар из 2009 года и реальное положение дел.
Из прошлого в настоящее
2009: «Серьезным ограничением для развития города является то, что в настоящее время железнодорожная станция «Сыктывкар» тупиковая. Стратегическим направлением развития транспортного комплекса в Коми является строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь, что обеспечит Сыктывкару большую степень хозяйственной самостоятельности и будет способствовать развитию деловой активности не только столицы, но и республики».
2015: Реализация проекта «Белкомур» так и не началась. Последние несколько лет проект дорабатывали, вписывали в федеральные программы, стратегии и концепции, рассказывали о магистрали иностранцам, но только китайцы проявили заинтересованность. Когда начнут прокладывать «Белкомур», неизвестно.
2009: «Существенное влияние на перспективы развития Сыктывкара окажет ввод в эксплуатацию недостроенного аэропорта (местечко Соколовка), расположенного в 20 километрах к югу-западу от города. К нему уже частично подведена железнодорожная ветка от станции «Сыктывкар».
2015: Недостроенный аэропорт в Соколовке все эти годы постепенно разрушался, сейчас проще и дешевле построить все заново, чем заниматься восстановлением. Судя по последним заявлениям чиновников, в настоящее время приоритетным является развитие действующего аэропорта в центре города.
2009: «В основу планировочного районирования территории левобережной части города положен принцип полосового зонирования. Один из главных структурных элементов - озелененная многофункциональная рекреационная зона вдоль рек Сысолы и Вычегды (Кировский парк, городской пляж, этнографический туристический центр, зоопарк, аквапарк, гидропарк)».
2015: Никакого зоопарка, аквапарка, гидропарка и этнотуристического центра, конечно, нет, и в ближайшее время не появится.
2009: «Планируется дальнейшее активное развитие индивидуального и дачного строительства в районе поселков Краснозатонский и Верхняя Максаковка. В результате чего постепенно будет формироваться двубережный город с дисперсным размещением селитебных территорий вдоль Нювчимского шоссе. Для поддержания транспортных связей между городскими районами, разделенными Сысолой, предусмотрено сооружение новых мостовых переходов».
2015: В Краснозатонском активно застраивается местечко Сосновая поляна, территория бывшего завода возле реки, появился коттеджный поселок «Грин-Вилидж», в Верхней Максаковке район Шордор-2 застраивается частными домами – земельные участки раздали многодетным семьям. Однако идею строительства нового моста через Сысолу мэрия Сыктывкара и дорожное агентство похоронили. Действующий краснозатонский мост не справляется с возросшим потоком машин – все чаще возникают пробки.
2009: «Наиболее крупной площадкой нового массового гражданского строительства в пределах центральной части должна стать территория существующего аэропорта после перевода его в Соколовку. Предусматривается застройка много-, средне- и малоэтажными жилыми домами».
2015: Аэропорт остался на прежнем месте. Никаких домов, конечно, там не строится.
2009: «В Эжвинском районе предлагается продолжить строительство в южном направлении малоэтажной жилой застройки (микрорайоны VI и Емваль)».
2015: Строительного бума не случилось.
2009: «Ряд поселений, подвергающихся периодическому затоплению во время весеннего паводка, рекомендованы к постепенному выселению (Заречье, Трехозера и Сидорполой)».
2015: Люди как жили там, так и продолжают жить, каждую весну наблюдая из окон половодье.
2009: «Расселение района Заречье и создание на его месте многофункционального общественного комплекса, дополняющего современный центр города. Планируется подсыпать часть территории и построить мостовой переход через Сысолу в створе улицы Пушкина».
2015: Заречье остается жилым районом, моста через реку нет.
2009: «Намечены мероприятия по благоустройству набережной и проведению берегоукрепительных мероприятий вдоль реки Сысолы и Кировского парка».
2015: Начавшиеся несколько лет назад работы на берегу Сысолы из-за нехватки денег растянулись, к реконструкции Кировского парка еще даже не приступили – огромная часть территории главного места отдыха людей огорожена забором.
2009: «Комплексное благоустройство существующих парков, скверов, бульваров. Развитие новых парковых и рекреационных зон, благоустройство внутренней системы основных проездов в сложившихся микрорайонах и кварталах (экранирование элементами растительности) и дополнение их пешеходными направлениями».
2015: Комплексного благоустройства парков и скверов не произошло. Новые парковки в центре города кардинально не решили проблему перегруженности транспортом. Продолжающаяся точечная застройка только усугубляет ситуацию. В городе за последние годы не появилось ни одной пешеходной улицы.
2009: «Организация этнографического парка на Красной Горе».
2015: Финно-угорский этнографический парк появился в селе Ыб Сыктывдинского района.
2009: «Организации пригородного железнодорожного сообщения на перегоне Сыктывкар – Эжва, строительство железнодорожной платформы в микрорайоне Строитель».
2015: От этой идеи отказались.
2009: Обеспечение внешних автомобильных дорог необходимым количеством дорожных искусственных сооружений (мостов, путепроводов, транспортных развязок в одном и разных уровнях)».
2015: Ничего не сделано, никаких разноуровневых дорожных развязок в городе и за его пределами не появилось.
2009: «Строительство автовокзала на 250 пассажиров в районе пересечения Сысольского шоссе и улицы Морозова».
2015: Выполнено. Новый автовокзал заработал в 2014 году.
2009: «Увеличение парка общественного транспорта до 420 единиц. Организация линий экспресс-автобусов».
2015: Автобусов городу не хватает, экспрессы не ходят.
2009: «Ввод в транспортную систему линий троллейбуса, обслуживающих Центральный, Эжвинский, Юго-западный районы, Давпон, а также район бывшего аэропорта. Общая протяженность линий составит 40 километров. Сооружение троллейбусного депо на пересечении улиц Морозова и Сысольского шоссе».
2015: Нет.
2009: «Продление улицы Первомайской до улицы Энгельса».
2015: От этого не отказываются, но ничего для этого не делают.
2009: «Строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе вокзала, пешеходного моста через Сысолу по улице Горького, одноуровневой развязки кольцевого типа при пересечении улиц Дмитрова, Гаражной, Старовского, Маркова».
2015: Пока ничего из этого не сделано.
Мечты и реальность
Объект | Район появления, 2009 | 2015 |
Больница | Аэропорт | Нет |
Аквапарк | Човью | Нет |
Дворец спорта с искусственным льдом | Аэропорт | Появился в Мичуринском парке |
Стадионы | Аэропорт, Эжва | Нет |
Бассейны | Во всех районах города | Строится в Орбите |
Многофункциональный культурный комплекс с киноконцертным и выставочным залами | Аэропорт | Нет |
Цирк | Заречье | Нет |
Республиканская филармония | Аэропорт | Нет |
Театр юного зрителя | Аэропорт | Нет |
Планетарий | Район тепличного комбината | Нет, хотят строить в этнопарке в Ыбе |
Национальная библиотека | Заречье | Нет |
Дом молодежи | Аэропорт | Нет |
Этнографический культурно-туристский центр | В зеленой зоне в районе ЛДК | Нет |
Деловой центр | Заречье | Нет |
Зоопарк | В зеленой зоне в районе ЛДК | Нет |
Фото Игоря Соколова, Владилена Олофинского, Л.Южковой, из блогов zmeika и vvind2033, с сайтов 11rus.ru и komi.kp.ru
Комментарии