Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 19 Август 2015, 13:28 35638 10

Вспомнить все: каким должен стать Сыктывкар по генеральному плану

Генплан охватывает период развития столицы Коми до 2039 года, но что-то уже пошло не так.

Перечитать генеральный план Сыктывкара «КомиОнлайн» побудил релиз пресс-службы главы и правительства Коми, в котором говорится, что Минстрой России предложил закрепить генеральные планы в качестве основополагающих документов, на основе которых должны вестись все стройки в населенных пунктах. При этом сам генплан должен содержать как данные о комплексном развитии города, так и детальное описание кварталов вплоть до объектов недвижимости. Авторы поправок уверены, что это позволит эффективно бороться с градостроительными вольностями в отношениях между представителями муниципалитетов и застройщиками.

В правительстве Коми инициативу поддержали. «Каждое строительство жилого дома влечет за собой увеличение нагрузки на социальные объекты: детские сады, школы, поликлиники; объекты торговли и бытового обслуживания, инфраструктуру: дороги, парковки, тротуары, места отдыха и многое другое. Кроме того, такая система позволит результативно бороться с точечными застройками и вариантами размещения объектов, что называется, в чистом поле», - отметил глава Коми Вячеслав Гайзер.

Что такое генплан

Генеральный план Сыктывкара, над которым санкт-петербургский научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» трудился два года, был утвержден в декабре 2009-го. До этого столица Коми жила по генплану 1992 года.

По сути, генплан – это сборник различных документов, схем, стратегических планов. В нем определены основные параметры развития города: перспективная численность населения, объемы жилищного строительства, необходимые для развития городской инфраструктуры, основные направления развития транспортного комплекса и инженерии. Выполнено зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, территорий для развития других функций городского комплекса.

Концептуального генплан описывает три периода развития Сыктывкара. Первый этап («первая очередь строительства») завершается в 2015 году, второй (в документе он назван «расчетным сроком генплана») – в 2025-м. Третий этап – перспективный, рассчитанный на 25-30 лет, то есть до 2034-2039 годов.

Сравнение

В генплане содержатся как конкретные планы по развитию территории, так и размытые перспективы появления тех или иных объектов. Некоторые идеи даже можно назвать фантазиями. «КомиОнлайн» решил сравнить взгляд на Сыктывкар из 2009 года и реальное положение дел.

Из прошлого в настоящее

2009: «Серьезным  ограничением для развития города является то, что в настоящее время железнодорожная станция «Сыктывкар» тупиковая. Стратегическим направлением развития транспортного комплекса в Коми является строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь, что обеспечит Сыктывкару большую степень хозяйственной самостоятельности и будет способствовать развитию деловой активности не только столицы, но и республики». 

2015: Реализация проекта «Белкомур» так и не началась. Последние несколько лет проект дорабатывали, вписывали в федеральные программы, стратегии и концепции, рассказывали о магистрали иностранцам, но только китайцы проявили заинтересованность. Когда начнут прокладывать «Белкомур», неизвестно.

2009: «Существенное влияние на перспективы развития Сыктывкара окажет ввод в эксплуатацию недостроенного аэропорта (местечко Соколовка), расположенного в 20 километрах к югу-западу от города. К нему уже частично подведена железнодорожная ветка от станции «Сыктывкар».

2015: Недостроенный аэропорт в Соколовке все эти годы постепенно разрушался, сейчас проще и дешевле построить все заново, чем заниматься восстановлением. Судя по последним заявлениям чиновников, в настоящее время приоритетным является развитие действующего аэропорта в центре города.

2009: «В основу планировочного районирования территории левобережной части города положен принцип полосового зонирования. Один из главных структурных элементов - озелененная многофункциональная рекреационная  зона вдоль рек Сысолы и Вычегды (Кировский парк, городской пляж, этнографический туристический центр, зоопарк, аквапарк, гидропарк)».

2015: Никакого зоопарка, аквапарка, гидропарка и этнотуристического центра, конечно, нет, и в ближайшее время не появится.

2009: «Планируется дальнейшее  активное развитие индивидуального и дачного строительства в районе поселков Краснозатонский и Верхняя Максаковка. В результате чего постепенно будет формироваться двубережный город с дисперсным размещением селитебных территорий вдоль Нювчимского шоссе. Для поддержания транспортных связей между городскими районами, разделенными Сысолой, предусмотрено сооружение новых мостовых переходов».

2015: В Краснозатонском активно застраивается местечко Сосновая поляна, территория бывшего завода возле реки, появился коттеджный поселок «Грин-Вилидж», в Верхней Максаковке район Шордор-2 застраивается частными домами – земельные участки раздали многодетным семьям. Однако идею строительства нового моста через Сысолу мэрия Сыктывкара и дорожное агентство похоронили. Действующий краснозатонский мост не справляется с возросшим потоком машин – все чаще возникают пробки.

2009: «Наиболее крупной площадкой нового массового гражданского строительства в пределах центральной части должна стать территория существующего аэропорта после перевода его в Соколовку. Предусматривается застройка много-, средне- и малоэтажными жилыми домами».

2015: Аэропорт остался на прежнем месте. Никаких домов, конечно, там не строится.

2009: «В Эжвинском районе предлагается продолжить строительство в южном направлении малоэтажной жилой застройки (микрорайоны VI и Емваль)».

2015: Строительного бума не случилось.

2009: «Ряд поселений, подвергающихся периодическому затоплению во время весеннего паводка, рекомендованы к постепенному выселению (Заречье, Трехозера и Сидорполой)».

2015: Люди как жили там, так и продолжают жить, каждую весну наблюдая из окон половодье.

2009: «Расселение района Заречье и создание на его месте многофункционального общественного комплекса, дополняющего современный центр города. Планируется подсыпать часть территории и построить мостовой переход через Сысолу в створе улицы Пушкина».

2015: Заречье остается жилым районом, моста через реку нет.

2009: «Намечены мероприятия по благоустройству набережной и проведению берегоукрепительных мероприятий вдоль реки Сысолы и Кировского парка».

2015: Начавшиеся несколько лет назад работы на берегу Сысолы из-за нехватки денег растянулись, к реконструкции Кировского парка еще даже не приступили – огромная часть территории главного места отдыха людей огорожена забором.

2009: «Комплексное благоустройство существующих парков, скверов, бульваров. Развитие новых парковых и рекреационных зон, благоустройство внутренней системы основных проездов в сложившихся микрорайонах и кварталах (экранирование элементами растительности) и дополнение их пешеходными направлениями».

2015: Комплексного благоустройства парков и скверов не произошло. Новые парковки в центре города кардинально не решили проблему перегруженности транспортом. Продолжающаяся точечная застройка только усугубляет ситуацию. В городе за последние годы не появилось ни одной пешеходной улицы.

2009: «Организация этнографического парка на Красной Горе».

2015: Финно-угорский этнографический парк появился в селе Ыб Сыктывдинского района.

2009: «Организации пригородного железнодорожного сообщения на перегоне Сыктывкар – Эжва, строительство железнодорожной платформы в микрорайоне Строитель».

2015: От этой идеи отказались.

2009: Обеспечение внешних автомобильных дорог необходимым количеством дорожных искусственных сооружений (мостов, путепроводов, транспортных развязок в одном и разных уровнях)».

2015: Ничего не сделано, никаких разноуровневых дорожных развязок в городе и за его пределами не появилось.

2009: «Строительство автовокзала на 250 пассажиров в районе пересечения Сысольского шоссе и улицы Морозова».

2015: Выполнено. Новый автовокзал заработал в 2014 году.

2009: «Увеличение парка общественного транспорта до 420 единиц. Организация линий экспресс-автобусов».

2015: Автобусов городу не хватает, экспрессы не ходят.

2009: «Ввод в транспортную систему линий троллейбуса, обслуживающих Центральный, Эжвинский, Юго-западный районы, Давпон, а также район бывшего аэропорта. Общая протяженность линий составит 40 километров. Сооружение троллейбусного депо на пересечении улиц Морозова и Сысольского шоссе».

2015: Нет.

2009: «Продление улицы Первомайской до улицы Энгельса».

2015: От этого не отказываются, но ничего для этого не делают.

2009: «Строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе вокзала, пешеходного моста через Сысолу по улице Горького, одноуровневой развязки кольцевого типа при пересечении улиц Дмитрова, Гаражной, Старовского, Маркова».

2015: Пока ничего из этого не сделано.

Мечты и реальность

Объект

Район появления, 2009

2015

Больница

Аэропорт

Нет

Аквапарк

Човью

Нет

Дворец спорта с искусственным льдом

Аэропорт

Появился в Мичуринском парке

Стадионы

Аэропорт, Эжва

Нет

Бассейны

Во всех районах города

Строится в Орбите

Многофункциональный культурный комплекс с киноконцертным и выставочным залами

Аэропорт

Нет

Цирк

Заречье

Нет

Республиканская филармония

Аэропорт

Нет

Театр юного зрителя

Аэропорт

Нет

Планетарий

Район тепличного комбината

Нет, хотят строить в этнопарке в Ыбе

Национальная библиотека

Заречье

Нет

Дом молодежи

Аэропорт

Нет

Этнографический культурно-туристский центр

В зеленой зоне в районе ЛДК

Нет

Деловой центр

Заречье

Нет

Зоопарк

В зеленой зоне в районе ЛДК

Нет

 

Фото Игоря Соколова, Владилена Олофинского, Л.Южковой, из блогов zmeika и vvind2033, с сайтов 11rus.ru и komi.kp.ru

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама