Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 14 октября, 2015, 13:16 3968 4 2

В Коми надеются на возрождение Соколовки и сохранение ЦУПа

Затраты на восстановление недостроенного аэропорта оцениваются в 5-6 миллиардов рублей.

На совещании 13 октября в аэропорту Соколовка министр развития промышленности и транспорта Андрей Самоделкин рассказал, что «Комиавиатранс» занимается двумя направлениями: перевозкой пассажиров и содержанием аэропортового хозяйства республики. По его словам, первое реализуется достаточно успешно и начинает приносить прибыль, но содержание инфраструктуры аэропортов сводит успехи на нет. Поэтому актуальным является вопрос выделения аэропортового хозяйства в казенное предприятие, пишет «Комиинформ».

Временно исполняющий обязанности главы региона Сергей Гапликов напомнил, что в свое время республика настаивала, чтобы аэропортовое хозяйство вместе со всем имуществом было передано региону.

«Теперь, не справившись с определенными задачами, республика просит федеральный центр принять это имущество обратно. Для этого должны быть веские и основательно просчитанные аргументы. Должна быть комплексная стратегическая программа развития с учетом всех перспектив развития на уровне страны, с учетом возможностей развития «Комиавиатранса», которое в последнее годы демонстрирует устойчивое положение, имеет возможность приобретать технику, пусть и в лизинг, - отметил он. – Понятно, что есть проблемы с лизинговыми платежами, оформленными в валюте. Но надо отдать должное руководству компании за сохранение оптимизма. Нам необходимо выработать подходы и предложения на федеральный уровень».

По словам А.Самоделкина, по-прежнему не снимается с повестки дня и вопрос о строительстве аэропорта Соколовка. Окончательного решения о том, быть или не быть аэропорту, федералами еще не принято. В предыдущий приезд в регион главы Росавиации Александра Нерадько было принято решение провести инвентаризацию объекта, а также достроить объекты, которые являются федеральной собственностью, за счет федеральных средств, а инфраструктурные (здание аэровокзала, топливозаправочный комплекс) - за счет республиканского бюджета или привлеченных средств. Инвентаризация, по словам руководителя Минэкономразвития, проведена, но решение о передаче в Росимущество аэропорта не принято.

Он отметил, что строительство аэропорта с нуля обойдется практически в 30 миллиардов рублей. Достроить же Соколовку можно за 5-6 миллиардов.

По словам С.Гапликова, нужен комплексный подход к решению этого вопроса, в том числе и работа с соседними регионами, где есть менее развитая транспортная авиационная сеть. «Необходимо убедить наших коллег совместными усилиями реализовать межрегиональный широкомасштабный проект, который будет базироваться в Сыктывкаре в Соколовке», - предложил он.

Кроме того, А.Самоделкин рассказал, что в России создается несколько укрупненных центров управления полетами. Разработана федеральная целевая программа, согласно которой Сыктывкарский региональный центр должен в перспективе войти в укрупненный центр Санкт-Петербурга. При этом в Сыктывкаре есть оснащенный по последнему слову техники ЦУП, где работают высококлассные специалисты. «Мы отстаиваем право оставить центр управления в республике. Это стратегическая безопасность нашей страны», - подчеркнул министр.

«Судя по тому, какое количество самолетов ежедневно летает над территорией республики, это дает основание для нас побороться за то, чтобы наш центр был самостоятельным, либо крупным филиальным комплексом», - заметил С.Гапликов.

По его словам, в этом смысле территориальное расположение республики является ключевым для многих возможностей развития территорий. Особенно учитывая перспективы развития Арктики, Крайнего Севера.

*** Возведение аэропорта в Соколовке началось в 1982 году. В конце 1990-х финансирование работ прекратилось, тогда готовность объекта достигала 80 процентов. В начале 2000-х финансирование возобновили, объект вошел в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы» по линии федерального агентства воздушного транспорта. Из российского бюджета на строительство до 2006 года выделялось 40-60 миллионов рублей в год, но сроки строительства только увеличивались. В итоге приняли решение о выделении пускового комплекса, готовность которого составляла 70 процентов. Тогда же приняты в эксплуатацию объекты управления воздушным движением, завершено строительство взлетно-посадочной полосы, подготовлены инженерные коммуникации. Объект строился как замена действующему аэропорту в центре Сыктывкара, на месте которого должны были появиться жилые кварталы и новые дороги, связывающие различные части города. В идеале аэропорт в Соколовке мог бы принимать воздушные суда, перевозящие людей и грузы по международным, российским и линиям местного значения.

Финансирование проекта из федерального бюджета прервали в 2009 году, когда его стоимость составляла около 3 миллиардов рублей. За это время часть построенных или недостроенных объектов устарела и сейчас требует восстановления, ремонта или реконструкции. Некоторые строения нужно разбирать и возводить новые, в том числе надо укрепить взлетно-посадочную полосу. Последние годы Коми добивалась перевода аэропорта в республиканскую собственность.

По данным министерства развития промышленности и транспорта Коми, для завершения пускового комплекса первой очереди строительства аэропорта Соколовка в ценах второго квартала 2012 года понадобится 3,514 миллиарда рублей. Поэтому в апреле 2014 года на встрече в общественной палате Коми руководитель ведомства А.Самоделкин заявил, что «Соколовка умерла гораздо раньше, чем о ней начали говорить». К тому же, по словам заместителя министра Сергея Иванова, почти 90 процентов объектов, построенных в Соколовке, пришли в негодность, а чтобы снести и построить их заново, потребуется около пяти миллиардов рублей.

В конце 2014 года стало известно, что реконструкцию аэропорта в местечке Соколовка перенесли на неопределенный срок. Приоритетным направлением в 2015-2016 годах станет строительство международного терминала в Сыктывкаре.