Экономия республиканского бюджета может составить сотни миллионов рублей.
Что такое принцип адресности и нуждаемости
Точного определения ни в российском, ни в республиканском законодательстве нет. Под критериями нуждаемости можно понимать и уровень денежных доходов человека, и его здоровье, и сиротство, и определенный возраст, и статус.
В большинстве стран, где внедряется принцип адресности и нуждаемости, под ним подразумевается определенный уровень доходов. Если у человека доход ниже установленного размера, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше – то нет.
Сегодня система мер социальной поддержки в России делится на два направления:
- меры, предоставляемые по категориальному принципу (их получают федеральные льготники: инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, пострадавшие от радиационных аварий, инвалиды; региональные льготники: ветераны труда, труженики тыла, граждане пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане, дети-сироты);
- меры, предоставляемые по принципу нуждаемости (их получают семьи с доходами ниже прожиточного минимума, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Когда будет внедрен принцип нуждаемости
Было поручение президента о переводе социальных выплат с 2016 года на принцип нуждаемости, однако этот вызвало много споров и проблем. На федеральном уровне вопрос до сих пор не решен, тем более неизвестно, когда будет приняты нормативные документы, четко регламентирующие все процедуры и взаимоотношения.
Тем не менее этот принцип все же постепенно внедряется, причем с 2014 года. В некоторых регионах страны уже действуют собственные законы, которые ввели принцип нуждаемости при предоставлении некоторых мер соцподдержки (и Коми – в их числе), в других субъектах законопроекты только разрабатываются.
Зачем государство хочет перейти на новый принцип предоставления мер соцподдержки
Основная причина – перераспределение бюджетных средств в пользу тех, кто действительно нуждается в помощи и поддержке. В первую очередь это семьи с детьми.
Чиновники часто приводят примеры, что некоторые категории граждан получают льготы как из федерального бюджета, так и регионального, при этом их доход настолько велик, что фактически они не являются нуждающимися в государственной поддержке. Принцип нуждаемости как раз и отсекает таких получателей. По сути, оказывать помощь хотят тем, кто действительно в ней нуждается, то есть между работающим пенсионером с хорошей зарплатой и пенсией и малоимущей многодетной семьей государство встанет на защиту именно семьи.
Еще одна причина такого подхода – экономия бюджетных средств. По словам председателя правительства Коми Владимира Тукмакова, «говоря об оптимизации расходов бюджетных средств, внедрение принципа нуждаемости – это именно тот резерв, который нельзя сбрасывать со счетов, но подходить к этому надо предельно осторожно и тщательно».
Скольких человек затронет изменение системы
Точно сказать невозможно. Во-первых, законопроекты пока разрабатываются – какие критерии будут введены и в отношении каких категорий граждан, неизвестно. Плюс существуют законодательные ограничения.
В Коми сегодня по категориальному принципу получает меры социальной поддержки каждый четвертый житель республики, на них тратится основной объем бюджетных средств, предусмотренных для отрасли соцзащиты. «Переход от категориального к принципу нуждаемости может затронуть большой круг получателей мер соцподдержки и привести к социальной напряженности», - считает министр труда и социальной защиты республики Илья Семяшкин.
Почему это может привести к социальной напряженности
Согласно федеральному закону №371, субъекты России могут с 1 января 2014 года устанавливать критерии нуждаемости при решении вопроса социальной поддержки отдельных категорий граждан, однако законодательством вопрос о применении критериев четко не отрегулирован.
Статьей 153-й федерального закона №122 предусмотрено сохранение прав лиц на льготы и гарантии, возникшие до принятия закона о монетизации льгот, то есть до 1 января 2005 года. В республике основной объем мер соцподдержки для льготников как раз был установлен до принятия закона о монетизации, поэтому применение принципа нуждаемости может привести к судебному обжалованию нормативных актов.
В то же время есть разъяснение Минтруда России, в котором говорится, что регионы могут устанавливать различные критерии нуждаемости для вновь вводимых мер соцподдержки.
Какие критерии используются в Коми
По словам И.Семяшкина, все меры соцподдержки, введенные в Коми после 1 января 2005 года, предоставляются:
- с учетом того или иного критерия нуждаемости;
- в зависимости от доходов (например, региональная социальная доплата к пенсии, материальная помощь на приобретения одежды и обуви школьникам);
- гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (выплата одиноким трудоспособным родителям по уходу за детьми-инвалидами, возмещение инвалидов, страдающим заболеваниями почек, расходов на проезд к месту диализа);
- либо направлена на повышение рождаемости в республике (детские пособия на третьих детей и региональный семейный капитал).
Что уже принято в Коми
При разработке предложений республиканское министерство труда и социальной защиты учитывало требования федерального закона №122, то есть не стало отменять ранее предоставленные гарантии или существенно их снижать. В итоге за 2014-2015 годы ведомство подготовило шесть предложений по внедрению критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдежки: два предложения уже утверждены, три согласованы с заинтересованными ведомствами и прокуратурой, но возвращены в министерство, одно будет рассмотрено на заседании Госсовета 17 декабря.
Что поддержано
С 1 июля 2015 года изменена форма предоставления мер соцподдержки лицам, не являющихся инвалидами. По новому порядку гражданам выплачивается компенсация фактических расходов на приобретение средств реабилитации, но не более установленного предельного размера.
С 1 января 2016 года будут внедрены единые условия предоставления ежемесячного пособия на ребенка как на детей, рожденных до 1 января 2005 года, так и после.
Что рассматривается
Предложение по изменению форм предоставления мер соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предлагается установить фиксированную сумму компенсации, введя критерий нуждаемости для ряда федеральных льготников. При этом сумма в муниципалитетах будет отличаться, так как собираются учитывать северный и районный коэффициенты.
Над чем работают
Во-первых, рассматривают возможность ограничить предоставление проезда по социальным проездным билетам для ветеранов труда до достижения ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Во-вторых, хотят ввести требование о наличии стажа трудовой деятельности при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми». Для его получения надо будет проработать в регионе не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Такой же критерий будут применять при награждении государственными наградами Республики Коми.
В-третьих, думают исключить оказание государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорта гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет).
Сколько будет сэкономлено бюджетных средств
По каждому из шести предложений министерство труда и социальной защиты Коми просчитало эффект, но общую сумму экономии министр назвать не смог, уточнив, что размер варьируется от 5 миллионов до 200 миллионов рублей в год. При этом экономия в большинстве случаев достигается за счет упрощения администрирования, оптимизации расходов и сокращении числа работников соцорганов. Например, за счет введения фиксированной суммы на оплату ЖКУ бюджет будет сберегать до 200 миллионов рублей: меньше будет расходов на бухгалтерское сопровождение этих выплат, сократится документооборот с управляющими компаниями, а сотрудники, занятые выплатами, начнут предметно работать с нуждающимися семьями.
Как обстоят дела в других регионах
Каждый регион выбирает свои принципы.
В Кировской области на льготный проезд теперь могут рассчитывать граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Прокурор обратился в суд, но суд ему отказал. В Московской сейчас собираются сделать то же самое. В Новгородской, Ярославской, Псковской областях пересматривают меры соцподдержки семей. Псковская область в прошлом году ввела фиксированную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Было несколько обращений, но суд не нашел никаких нарушений прав граждан.
Какие будут сложности
Если привязывать получение мер социальной поддержки к величине прожиточного минимума, что гражданам придется каждый месяц подтверждать уровень своих доходов: собирать справки и отправлять их в органы соцзащиты. В итоге чтобы получить, например, социальный проездной, надо будет готовить документы, что серьезно осложнит весь процесс. Именно поэтому в этой части в Коми предлагают привязать получение социального проездного к возрасту неработающего пенсионера.
Фото с сайта pixabay.com
Комментарии