«КомиОнлайн» собрал основные способы обмана жителей республики с помощью телефона и интернета.
Последние два года «КомиОнлайн» следит за тем, как телефонные и интернет-мошенники обманывают жителей Коми. В 2014 году мы делали обзоры раз в неделю, в 2015-м – раз в месяц. За первый год мошенники заработали больше 16 миллионов рублей, за второй – почти 25 миллионов (скорее всего, сумма в обоих случаях гораздо больше, так как мы ориентировались только на релизы МВД по Коми, а пресс-служба ведомства наверняка публиковала сообщения не обо всех фактах).
В 2015 году схемы отъема денег у населения несколько изменились. Например, существенно сократилось количество случаев, когда мошенники звонили людям, представлялись их родственниками, говорили, что попали в неприятную историю, например, стали виновниками ДТП, и просили дать взятку следователю. Эта схема перестала приносить доход мошенникам, потому что люди понимают, что сначала нужно проверить эту информацию в самой полиции. В одном случае паникующему пенсионеру помогла сотрудница банка, куда он пришел переводить деньги «полицейским». Во время обслуживания клиента кассир, уточнив информацию о переводе денег, отказалась проводить операцию. Слова клиента вызвали у девушки подозрение, и она объяснила пожилому мужчине, что возможно, это действуют мошенники. Когда пенсионер пришел домой, на его телефон вновь позвонили. Мошенники поинтересовались у потерпевшего, отправил ли он деньги. Получив отрицательный ответ, аферисты вновь настояли на переводе. Пенсионер направился в то же отделение банка и обратился к тому же оператору. Узнав от клиента новые подробности, девушка не растерялась и попросила у него номер близких родственников. Связавшись с дочерью клиента, оператор выяснила, что проблем с зятем не было, преступления он не совершал. Кассира банка затем поблагодарил экс-начальник управления МВД по Сыктывкару Владислав Мингела.
Гораздо больше стало сообщений об аферах, совершенных с помощью сайтов бесплатных объявлений (лидирует, естественно, avito.ru) и соцсетей («ВКонтакте» и «Одноклассники»). Люди, желавшие что-то купить или продать в интернете, связывались с продавцами или покупателями, переводили им деньги или же сообщали данные карты, после чего оказывались и без денег, и без товара. Продавалось и покупалось что угодно, за маленькие и большие деньги: это мог быть снегоход за несколько сотен тысяч рублей, а могла быть детская одежда, оцененная в пару сотен. Одному из жителей Печоры очень не повезло: он «купил» иномарку за 900 тысяч рублей, переведя деньги на счет злоумышленника, но машину ему, конечно, никто не пригнал. Попадались и экзотические товары, например, собаки таких пород, каких и не существует вовсе.
В тренде у аферистов остаются сообщения о мнимой блокировке банковской карты. Человеку на телефон приходит смс с соответствующей фразой, он перезванивает по указанному номеру, ему отвечает якобы работник банка, который говорит, что поможет решить проблему с картой. Во время разговора мошенник вызнает у жертвы секретные данные карты, а потом снимает с нее деньги. Интересно, что не всегда с карты пропадают все сбережения, иногда мошенники обходятся добычей в несколько тысяч рублей. Почему, неясно.
Часто мошенники наживаются на суевериях людей и вере в некие чудодейственные препараты. В этом году «Копилка» впервые в истории рубрики пополнилась сразу на 7 миллионов рублей. Жительница Сыктывкара услышала по радио об экстрасенсах, способных исцелять людей по телефону, и позвонила по указанному в сообщении номеру. На том конце ответили, что готовы излечить ее, но за это необходимо платить. Поначалу стоимость услуг составляла 50 тысяч рублей. Экстрасенсы по телефону давали женщине указания, которые она выполняла. Каждый последующий сеанс экстрасенсорного лечения становился все дороже: 50 тысяч рублей, 100 тысяч рублей, 150 тысяч рублей, 200 тысяч рублей.
Несмотря на немалую стоимость услуги, пенсионерка продолжала «лечиться» у экстрасенсов. Когда собственные деньги закончились, она взяла в банке кредиты, потом стала занимать деньги у знакомых. В общей сложности за год дистанционного лечения пенсионерка перечислила экстрасенсам более 7,6 миллиона рублей. При этом улучшения здоровья женщина не почувствовала, о чем она, кстати, рассказала экстрасенсам. Ей сообщили, что прекращать лечение нельзя. Более того, пригрозили навести порчу на сына, если женщина откажется от их услуг.
Несмотря на то что пенсионерка никому не рассказывала о своем лечении, ее сын догадался, что под видом экстрасенсов, скорее всего, действуют мошенники. Именно он привел свою мать в полицию, чтобы она написала заявление.
Жительница Сосногорска тоже лишилась немалой суммы денег. Она узнала о некоем приборе, который помогает от болезней глаз. Заказала его за большие деньги (его реальная стоимость в аптеках была в разы ниже), пользовалась, но он не то, чтобы очень помогал. Вскоре ей позвонили мошенники и поинтересовались, как идут дела, предложили прислать прядь волос на анализы. Когда результаты были получены, оказалось, что пенсионерка смертельно больна, и ей срочно требуется барокамера. Женщина несколькими платежами отдала за нее 500 тысяч рублей, но барокамеры так и не дождалась.
В прошлом году стало известно о новом виде мошенничества. Для этого преступники использовали вредоносные программы. Они загружаются в телефон, когда человек нажимает на ссылку, присланную сообщением, или когда нажимает (намеренно или случайно) на рекламные блоки на различных сайтах. Программа получает доступ к функциям услуги «Мобильный банк». После этого мошенник переводит деньги со счета владельца, списание средств происходит незаметно для пользователя, так как программа блокирует сообщения о перемещениях денег. «КомиОнлайн» не смог подсчитать, сколько подобных случаев произошло в республике (различные ведомства дают противоречивую информацию, да и она неполная), но их очень много. Как отчиталась прокуратура региона, только за пять первых месяцев 2015 года в правоохранительные органы поступило 900 сообщений о незаконном снятии денег с банковских счетов. В августе МВД сообщило о том, что вредоносные программы лишили жителей Коми почти 20 миллионов рублей (количество случаев не указывалось).
Иногда аферисты использовали не вполне традиционные способы интернет-обмана. Так, мошенники «оштрафовали» пожилого сыктывкарца за незаконный просмотр сайта. Мужчина просматривал различные интернет-ресурсы, и в какой-то момент на экране появилось сообщение: «вы нарушили административное законодательство по незаконному просмотру, поэтому вы должны оплатить штраф в пользу государства в сумме 2500 рублей». Он перевел деньги и только потом понял, что стал жертвой аферистов. По данным «КомиОнлайна», порой мошенники используют куда более пикантные формулировки во всплывающих сообщениях, чтобы заставить человека отдать им деньги: пишут, что зафиксирован просмотр порнофильма, это влечет за собой административное наказание, штраф нужно перечислить по следующим реквизитам.
Кроме того, сотрудники отдела «К» МВД по Коми обнаружили три факта мошенничества, совершенного с использованием электронной почты.
На адреса потерпевших поступало письмо якобы от контролирующей государственной организации (наименование не уточняется), в котором содержалась ссылка. Гражданам под разными предлогами предлагалось перейти по ней. Как только потерпевшие переходили по ссылке, в которой содержалась вредоносная программа, работа их компьютера прекращалась. В рабочем состоянии оставалась только электронная почта, но можно было открыть и прочитать лишь письма от злоумышленников, в которых последние предлагали за определенную сумму устранить неполадки.
Соглашались ли пострадавшие оплатить работу мошенников, какова сумма, заведены ли уголовные дела, удалось ли выйти на след аферистов, пресс-служба МВД не сообщает.
Также распространены были схемы обмана при трудоустройстве и мнимом выигрыше приза. В первом случае люди находили объявления о вакансиях, шли на собеседования, по пути им звонил «работодатель», просил купить продуктов и положить деньги на счет мобильного телефона, после чего бесследно испарялся. Во втором – человек получал сообщение о выигранном призе, очень радовался, перезванивал по номеру и узнавал, что нужно сначала оплатить налоги, переводил деньги на счета щедрой на подарки организации, после чего та немедленно переставала существовать.
Чтобы примерно представлять, какого количества денег лишились жители Коми, мы взяли приемлемую сумму дохода в месяц для республики (мы решили, что это будет 30 тысяч рублей) и разделили на нее сумму улова аферистов. Получилось, что в течение года на 30 тысяч рублей в месяц смогли бы прекрасно существовать 68 человек.
Элементарные правила, как не попасть на уловку мошенников
Если вам на телефон позвонил неизвестный, не спешите выполнять его просьбы, тем более, если речь идет о передаче денег. Если вам позвонили и сообщили, к примеру, об аварии, участником которой якобы стал ваш родственник, убедитесь в достоверности полученной информации. Если звонивший говорит, что родственник задержан, спросите, в какое отделение полиции он доставлен. Узнав это, позвоните в указанное отделение полиции поинтересуйтесь, действительно ли ваш родственник находится там.
Помните, что основной целью мошенников является застать вас врасплох, создать для вас внештатную ситуацию, сыграть на чувствах, создать реальную картину происходящего и, используя это, получить материальную выгоду.
Мошенник хочет заставить вас совершить следующие действия:
- позвонить человеку, который постарается убедить вас перечислить (используя кассы, карты экспресс-оплаты, возможность перевода средств по счетам) определенную сумму денег, и не обязательно большую, либо передать деньги при личной встрече;
- позвонить мошеннику, который хочет как можно большее время удерживать вас на линии и получать бонусы на свой счет;
- убедить вас набрать определенные коды или сообщить данные о себе, используемом оборудовании и платежных документах;
- отправить с вашего аппарата sms на номер контент-провайдера, заранее зарезервированный мошенниками, и тем самым снять с вашего счета определенное количество денег.
Если вы уже стали жертвой мошенников и перечислили злоумышленникам деньги, у вас еще есть возможность вернуть хотя бы часть из них. Все зависит оттого, в какие сроки вы обратитесь к оператору и в правоохранительные органы, в каком регионе и у какого оператора зарегистрирован абонент, каким образом были перечислены деньги.
Пострадавшие от действий телефонного мошенника жители Коми могут обратиться в УФСБ, телефон (8212) 21-51-28. Также звонки принимает УВД по телефонам (8212) 28-26-85, 28-26-27.
Комментарии