На более дешевые товары перешли 70 процентов потребителей.
Доля россиян, ставших покупать товары подешевле, достигла в четвертом квартале 2015 года рекордного уровня, свидетельствуют данные обзора потребительской уверенности россиян «Потребительский индекс Иванова» «Сбербанка CIB».
Как пишут «Ведомости», потребители «по-прежнему пристально следят за специальными предложениями» ретейлеров, говорится в обзоре инвестбанка: доля потребителей, покупающих продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50 процентов во втором квартале до 59 процентов в четвертом.
Доля респондентов, которые ходят в магазины лишь за товарами со скидками, также продолжила рост. По данным обзора, в октябре-декабре таких потребителей было 44 процента - против 42 процентов в третьем и втором кварталах. В конце прошлого года 60 процентов потребителей отказывались от покупки дорогих, премиальных продуктов и деликатесов. Почти каждый четвертый респондент заявил, что в целом сократил потребление еды.
Это уже заметили крупнейшие российские розничные сети. Так, из-за замедления роста выручки в последние месяцы 2015 года продажи крупнейшего ретейлера в России «Магнита» не дотянули до прогнозов менеджмента. «Под Новый год люди меньше тратили [чем в 2014 году], такое ощущение, что покупали только самое необходимое», - говорил «Ведомостям» финансовый директор сети Хачатур Помбухчан.
Декабрьские продажи были «очень посредственные», говорил ранее «Ведомостям» гендиректор ретейлера техники и электроники «Техносила» Илья Тимченко. Покупательский спрос в конце декабря оказался ниже, чем годом ранее, по словам исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, но это было ожидаемо.
В целом результаты исследования говорят о том, что «ивановы» не ждут быстрого и беспроблемного улучшения ситуации и поэтому «воспринимают текущую ситуацию индифферентно», отмечают аналитики «Сбербанка CIB». В результате индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с третьим кварталом 2015 года и остался на минимальной отметке минус 24 процента.
«Россияне стали менее активно следить за изменениями макроэкономической ситуации, новостями и прочими событиями и поэтому практически никак не отреагировали на ускорившиеся в прошедшем квартале ослабление рубля и падение цен на нефть», - говорится в обзоре.
Впрочем, ожидания в части личного благосостояния у среднего россиянина ухудшились, следует из результатов исследования: соответствующий индекс приблизился к минимуму, наблюдавшемуся в четвертом квартале 2014 года. Вероятно, это обусловлено по-прежнему высокой инфляцией и усилившимися опасениями насчет безработицы, предполагают аналитики.
Единственная статья расходов, траты на которую потребители планируют наращивать и в 2016 году, - это коммунальные услуги, по данным «Сбербанка CIB». Доля респондентов, заявивших, что нарастят такие расходы, составила почти 40 процентов, тогда как траты на еду готов увеличить лишь 1 процент потребителей. По мнению аналитиков инвестбанка, динамика потребления продовольственных товаров будет соответствовать динамике доходов потребителей. «В то же время все расходы, не относящиеся к жизненно необходимым, будут сокращаться - большинство «ивановых» планируют урезать траты на питание вне дома и покупку электроники», - пишут аналитики.
*** Оборот розничной торговли в Коми в январе-ноябре 2015 года (более свежих данных пока нет) составил 143,5 миллиарда рублей, что на 13,7 процента ниже, чем было за тот же период 2014-го (в сопоставимых ценах).
Значительный спад продаж отмечен в секторе непродовольственных товаров (на 19,9 процента), оборот розничной торговли продуктами, напитками и табачными изделиями уменьшился на 7,5 процента.
Фото Игоря Соколова
Комментарии