Чаще всего учат руководство и фронт-офис.
Бюджет на обучение предусмотрен в 45 процентах компаний, но учить предпочитают своими силами, выяснил исследовательский центр рекрутингового портала Superjob, опросив 1000 представителей кадровых служб предприятий и организаций в феврале 2016 года.
Обучение является второй по распространенности статьей HR-бюджетов после расходов на подбор персонала и чаще всего является прерогативой крупного бизнеса. Наибольшая доля компаний, расходующих бюджет на обучение, зафиксирована в промышленности и ИТ/телекоме (45 процентов и 44 процента соответственно). Реже остальных расходы на обучение в рамках HR-бюджетов предусмотрены в транспортных и логистических компаниях.
Интересно, что корпоративное обучение не теряет популярности и именно непростое финансовое положение компаний на рынке оказывает влияние на его востребованность. Во-первых, несмотря на снижение объемов прибыли, компании не останавливают найм (и особенно это касается ритейла), расходы на обучение распространяются на новых сотрудников и связаны с введением в профессию и обучению принятых в компании стандартов работы. Во-вторых, снижение общей покупательской способности приводит к обострению борьбы за клиентов. И в этом случае обучение предусмотрено для сотрудников, непосредственно влияющих на прибыль компании, акцент делается на особенностях привлечения и удержания клиентов в сложившихся рыночных условиях. В-третьих, при наличии вакантных руководящих постов компании сегодня чаще закрывают их внутренними, а не вновь нанимаемыми кадрами, и обучение в таком случае связано с повышением в должности. Кроме того, в ряде компаний требуется обучение персонала тем функциям, которые высвобождаются в процессе оптимизации численности персонала или вследствие отказа от услуг подрядчиков в целях экономии бюджетов.
Половина компаний выделяет на обучение персонала менее 10 процентов HR-бюджета, 14 процентов организаций — более 30 процентов, остальные отводят обучению от 11 до 30 процентов всех выделенных средств.
Решение о необходимости проведения обучения чаще всего принимается по итогам анализа результатов работы сотрудников, может стать следствием проведенных аттестаций. Независимых консультантов для принятия решения о необходимости обучения персонала привлекают крайне редко.
Организатором обучения в крупных и средних компаниях, как правило, является HR-отдел, в небольших организациях — высшее руководство. Реже данная функция ложится на руководителей подразделения. При этом, формируя обучающие программы, ставку делают в основном на внутренние ресурсы, нежели на внешних провайдеров. Последних выбирают лишь в 20 процентах случаев. Остальные компании возлагают организацию обучения на сотрудников подразделений согласно тематике обучения, персонал HR-отдела или на специалистов отдела обучения при наличии такового.
Повышение эффективности труда называют главной целью обучения 79 процентов работодателей, 43 процента — повышение уровня мотивации. Самыми распространенными формами корпоративного обучения являются краткосрочные очные тренинги и семинары (до одной недели). Их используют 40 процентов компаний, проводящих обучение сотрудников. В 34 процентах организаций распространено наставничество. Вебинары, веб-конференции, электронные курсы в качестве формата обучения применяются в 16 процентах компаний. И только 10 процентов компаний предлагают своим сотрудникам долгосрочные образовательные программы, причем распространяются они в основном на руководящий состав и крайне редко на другие категории персонала. Краткосрочные же программы одинаково часто используются для бэк- и фронт-офиса, производственных кадров и руководителей. А наставничество особенно распространенно для рабочего персонала. Что касается периодичности, то бэк-офис и производственные кадры обучают в среднем раз в год, в то время как фронт-офис и руководящий состав — раз в полгода.
Компании понимают, что важно не только провести обучение, но и оценить впоследствии его эффективность. Как выяснилось, делают это в 85 процентов компаний. И главным критерием в данном случае является рост производительности, которую оценивают 64 процента компаний. В качестве другого важного показателя следует выделить динамику притока новых клиентов, чаще всего являющуюся отражением результатов обучения сотрудников фронт-офиса. К слову, оценить данные показатели проще, так как они проявляют себя быстрее остальных (роста доли рынка или текучести кадров).
Фото с сайта pixabay.com
Комментарии