Они будут проверять, как качественно работают органы госвласти и местные администрации.
В общественной палате Коми 3 июня обсудили законопроект, предлагаемый региональным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Суть документа – описать, кто такой экологический общественный инспектор, что входит в круг его обязанностей и прав, кто им может быть, по каким критериям его примут, как он будет сотрудничать с органами власти.
Закон, по словам руководителя Минприроды Коми Романа Полшведкина, разрабатывается с 2010 года. По различным причинам он не принимался. Как не утвержден и подобный федеральный закон, также находящийся в разработке (он, помимо прочего, даст инспекторам возможность получать деньги за работу и пользоваться гарантиями).
«В последнее время активизировались общественные организации, которые дискредитируют органы власти и промышленные предприятия, выдвигая на первый план альтернативную повестку дня. В основном это организации, получающие иностранное финансирование, - отметил Р.Полшведкин. – Закон должен сформировать устойчивый институт гражданского общества в виде общественной инспекции, которая будет выражать истинную позицию населения и актуализированную общественную повестку дня, при этом общаться с властями конструктивно, а не порождая конфликты».
По его словам, общественные инспекторы смогут использовать разные формы контроля за различными ведомствами и органами госвласти (около 20 организаций и все администрации муниципалитетов и населенных пунктов): проверки, экспертизы, мониторинги, запросы. Хорошо работать инспекторы будут, потому что к ним будут предъявлять особые требования: у них должна быть соответствующая квалификация, они должны пройти отбор и курс обучения.
Член общественной палаты Андрей Кичигин первым делом поинтересовался, для чего в республиканском законопроекте прописан пункт о том, что общественные инспекторы имеют право подавать иски в суд. «Это получается, мы на них переносим часть работы надзорных ведомств», - высказался он. На это Р.Полшведкин отметил, что каждый гражданин имеет право обращаться в суд с иском, поэтому такое право имеют и инспекторы. И это вовсе не перекладывание работы с госорганов на общественников, а лишь возможность, которой они могут воспользоваться.
Прокурор сыктывкарской природоохранной межведомственной прокуратуры Юрий Гудков отметил, что законопроект предотвращает также возможный конфликт интересов в работе общественного инспектора.
«Кроме того, рассматривается федеральный закон, инициированный общественной палатой России, который подробно расписывает возможности общественных инспекторов в целом, - рассказала председатель общественной палаты Коми Галина Киселева. – Прежде чем будет назначена проверка, члены общественной палаты в течение пяти дней должны проголосовать, необходима ли эта проверка. Затем должен быть уведомлен руководитель той организации, которую планируют проверять. По результатам проверки итоги должны быть опубликованы на сайте палаты и отосланы руководителю проверенной организации. Такой механизм работы делает ее упорядоченной, такой, чтобы она была не во вред, а на пользу. К тому же, общественник вполне может дать и положительную оценку проверяемой им организации».
«Не будет ли институт общественных инспекторов выглядеть как домашнее животное, предъявляющее своему хозяину претензии? – спросила другой член общественной палаты Елена Щербина. – Многие общественные организации получают финансирование от Минприроды Коми. Смогут ли они выражать альтернативное мнение, не переживая, что это повлияет на их состояние?»
Р.Полшведкин заверил, что возглавляемое им министерство финансово помогает конкретным экопроектам, а не организациям, и это никак не повлияет на отношения ведомства и экологов, решивших стать общественными инспекторами.
«У меня в голове не укладывается, почему общественники должны следить за работой государственных органов, которые получают за это деньги?» - возмутилась Е.Щербина.
«Никто не заставляет идти в инспекторы. Силком никто не притянет нас в эти органы. Этим будут заниматься те, у кого сердце болит», - ответила Г.Киселева.
«Кроме того, это основы гражданского общества», - добавил представитель регионального экспертного совета Игорь Бурлаченко.
«И это позволит избежать ситуаций, когда представители госвласти чего-то не замечают или не хотят замечать и закрывают глаза на какие-то моменты», - заключил Р.Полшведкин.
Директор дирекции общественной палаты Коми Александра Афонина посчитала, что в законе нужно дополнительно прописать то, что у общественных инспекторов должны быть удостоверения, чтобы их слово было более веским. Выносить этот вопрос отдельным подзаконным актом, как хотели разработчики, она посчитала не настолько серьезным.
Председатель общественного совета при Минприроды Владимир Шалашнев высказал мнение, что стоит с рассмотрением этого законопроекта Госсоветом подождать: «Зачем повозку впереди лошади ставить? Нужно дождаться федеральных законов об общественных инспекторах от общественной палаты и Минприроды России».
«А я считаю, что лучше самим принять, ступить в эту воду, а потом вносить изменения, по мере необходимости», - сказала Е.Щербина.
«Закон нужен. Одними штрафами ситуацию не уладить. Необходим общественный механизм, который будет поддерживать органы госвласти, усиливать их слово в суде, подкреплять доказательную базу фактами», - заверил Ю.Гудков.
«К тому же депутаты Госсовета Коми уходят на каникулы. Рассмотреть проект они смогут в лучшем случае осенью. У нас есть время, чтобы вносить в документ поправки», - смягчил ситуацию Р.Полшведкин и согласился с тем, что озвученные на заседании вопросы также будут учтены в подготовке законопроекта к рассмотрению депутатами.
Фото Игоря Соколова
Комментарии