В муниципалитетах относятся к этой работе несерьезно.
В середине 2014 года из-за изменений федерального законодательства полицейские лишились полномочий по составлению протоколов за нарушения, предусмотренные региональным законодательством. Чтобы исправить ситуацию, в Коми в 2015 году появились административные комиссии, но их работа оказалась малоэффективной: в некоторых муниципалитетах за год не было рассмотрено ни одного дела. Причина – правовой нигилизм, боязнь совершить ошибку, отсутствие опыта и нехватка юристов. Тогда глава республики внес в Госсовет законопроект, который перекладывал ответственность по рассмотрению дел о нарушении «закона о тишине» с административных комиссий на мировых судей и одновременно обязывал должностных лиц органов местного самоуправления составлять протоколы за нарушения. В таком виде его и приняли. В силу закон вступил с 1 января 2016 года. Схема стала такой: гражданин звонит в полицию, которая разбирается в ситуации, после чего все материалы отправляет в муниципалитет, где должностное лицо готовит протокол и отправляет его мировому судье.
Первое решение по закону о тишине в Сыктывкаре было вынесено лишь в апреле. В июне стало понятно, что нарушителей чаще предупреждают, чем штрафуют. А многие вообще избегают какого-либо наказания.
На заседании совета руководителей советов, которое состоялось в Государственном Совете Коми 26 октября, вновь прозвучали все те же проблемы, о которых уже много говорилось. Во-первых, муниципалитетам не хватает средств на реализацию полномочий. Например, городам и районам из республиканского бюджета выделяется всего 19,6 тысячи рублей в год на составление протоколов по закону о тишине, в то время как только на почтовые расходы в месяц в Сыктывкаре требуется 20 тысяч, а все затраты на одного должностного лица превышают миллион рублей.
Во-вторых, не хватает людей, но муниципалитеты не могут увеличить штат. Еще большая проблема – отсутствие людей с юридическим образованием. По мнению Минюста, некоторые сотрудники относятся к работе несерьезно. В местных администрациях, преимущественно городских, в ответ говорят, что сотрудники просто не успевают разобраться в таком количестве дел.
В-третьих, низкое качество материалов, которые поступают на рассмотрение в суд. Например, полицейский не записал объяснения с места происшествия, не указал персональные данные – все это приходится делать должностным лицам органов местного самоуправления, которые иногда считают, что выполняют чужую работу (хотя прокуратура настаивает, что должностные лица – полноценные участники процесса, которые обязаны для выяснения подробностей выезжать на место и собирать недостающую информацию). Есть претензии и к работе полиции, которая подолгу не отвечает на запросы администраций.
В-четвертых, затягивание сроков. По словам представителей правоохранительных органов, дела в администрациях могут «проваляться» месяц с лишним. Часто затягивается подготовка материалов настолько, что мировые судьи отказываются рассматривать дела, так как понимают, что не успеют за оставшееся время уведомить нарушителя о дате заседания и привлечь его к ответственности. Срок давности – три месяца с момента совершения нарушения. Таким образом, основополагающий принцип – неотвратимости наказания – попросту не применяется. Так, в этом году было составлено 8788 протоколов, но только 40 процентов из них дошли до суда.
В-пятых, разночтения в цифрах. Муниципалитеты отчитываются о проделанной работе в МВД, в Минюст, сами обнародуют какие-то данные. Информация у всех разная. Например, в МВД говорят, что в Сыктывкаре штрафы за нарушение покоя составили 6 тысяч рублей (по данным управления МВД по Сыктывкару на 19 октября – 28,5 тысячи), в мэрии заявляют о 31,2 тысячи рублей.
В-шестых, низкая эффективность по взысканию наложенных штрафов. Так, из положенных 500 тысяч в бюджет республики поступило пока что только 58 тысяч. То, что деньги идут не в местный бюджет, а в региональный, энтузиазма муниципалитетам не прибавляет.
На заседании совета прозвучали все те же рекомендации, которые высказывались раньше: вернуть административные комиссии (настаивает Сыктывкар, где она работала с пользой), провести обучение всех и всему, лучше взаимодействовать, увеличить финансирование, поделиться доходом от штрафов с муниципалитетами. Среди новых идей – разработать программное обеспечение, чтобы повысить качество административных материалов и привести их в единообразие, а также начать вести базу нарушителей.
Между тем начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Коми Алексей Осташов объявил, что в ведомстве еще в августе подготовили проект соглашения между правительством Коми и МВД России, по которому составление протоколов за нарушение закона о тишине переходит к полицейским. Однако затем Минюст России разработал типовое соглашение, поэтому документ пришлось переделывать. Он готов и передан на согласование в правительство республики. Представитель МВД выразил уверенность, что соглашение будет подписано уже в этом году. По словам депутата Нины Нестеровой, региону придется заплатить за покой граждан, так как работа полиции стоит намного дороже, чем должностных лиц органов местного самоуправления.
Фото Владилена Олофинского
Комментарии