Число ДТП и погибших в них людей снизилось, но смертность на дорогах региона высокая.
На совещании в Госсовете Коми 11 ноября депутаты и эксперты обсудили проект подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения», которую должны рассмотреть позже с учетом ее конструктивной оценки. Начал дискуссию замминистра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми Эдуард Слабиков, сообщивший, что по итогам 2015 года в регионе снизилось число ДТП на 21,8 процента. Количество погибших и пострадавших уменьшилось - на 11,3 процента и 22,8 процента соответственно. Основные причины ДТП - несоответствие скоростного режима конкретным условиям, несоблюдение очередности проезда, выезд на встречную полосу и управление машиной в нетрезвом виде. За девять месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года число аварий и погибших в них людей продолжает сокращаться, но травмированных стало больше.
По словам замминистра, в республике проводится комплексная работа по снижению аварийности и жертв ДТП. Основные усилия направлены на развитие автоматизированных систем видеофиксации нарушений ПДД, информационно-пропагандистские меры, профилактику детского травматизма на дорогах, развитие системы организации дорожного движения. Всего за 2015-2019 годы на меры, предусмотренные подпрограммой, заложено почти 980 миллионов рублей.
Э.Слабиков привел примеры сделанного и предстоящего. В этом году переоборудовали 32 пешеходных перехода, расположенных вблизи образовательных учреждений. С 2017 года планируется ежегодно обустраивать до 150 переходов и к 2019 году эту работу закончить. Купили 10 комплектов аварийно-спасательного оборудования и три автомобиля для помощи пострадавшим. На дорогах восстановили стертую разметку, а в следующем году заменят изношенные знаки, установят барьерные ограждения и вырубят кустарник в полосе отвода. Также в этом году протянули освещение на почти четырехкилометровом участке дороги в селе Ижме и на трассе у поселка Краснозатонского. Теперь будут делать ярче дорогу между Краснозатонским и Яснэгом.
Председатель Контрольно-счетной палаты региона Елена Филимонова отметила, что публикации в СМИ, профилактические акции в образовательных учреждениях не могут являться конечным результатом реализации программы. Показатель по уровню оснащенности техническими средствами учреждений без конкретных показателей снижения аварийности, повышения уровня транспортной безопасности на дорогах также не позволяет оценить эффективность решения задач подпрограммы и расходования денег. Нужно установить целевые показатели и ожидаемые результаты, которые дают четкое понимание того, как меняется ситуация с безопасностью дорожного движения в республике.
Заместитель начальника управления ГИБДД МВД по Коми Сергей Елфимов, попросил учесть в программе строительство детских автогородков, обустройство специальных рекреаций в школах, темой которых стала бы безопасность дорожного движения. Нужны центры обучения педагогов. Причем, на эти меры можно получить федеральное софинансирование. Устаревает и техника. В 2016 году подлежит списанию 36 процентов патрульных автомобилей, в 2017 году - 94 машин.
Федеральный инспектор по региону Кирилл Шимко заявил, что программа неэффективна. Ее надо пересмотреть и проанализировать, из-за чего не исполняется указ президента России. Он привел данные, что смертность в ДТП на дорогах Коми превышает показатели на протяжение последних лет. За 2014 год при плане 12,7 на 100 тысяч населения получилось 17 жертв. За 2015 год – соответственно 12,3 и 14,8. В этом году план тоже будет не выполнен.
«Планы по жертвам? Это же абсурд! Только Господь Бог определяет эту цифру», - парировал депутат Госсовета Коми Леонид Вокуев.
После его слов за столом возникли реплики, снова отсылающие к требованиям указа президента России.
Член экспертного совета комитета регионального Госсовета Юрий Гаврюсов подчеркнул, что проблемой для жителей республики становится увеличение автомобилей, чем так зря ранее хвастался бывший глава региона Владимир Торлопов перед президентом России. И он обратил внимание на то, что в Коми убывает численность населения, а значит логичен рост смертности на дорогах.
Э.Слабиков отметил, что нужно разбирать причины каждого ДТП и следует учитывать, где скончался потерпевший - на месте аварии или после госпитализации. Несвоевременно оказанная доврачебная помощь тоже ухудшает итоговую статистику, как и случаи, когда, например, пьяный водитель по своей вине вылетает в кювет. Поэтому описанные в программе меры не стоит считать неэффективными.
«Мы разбираемся в каждом ДТП. У нас с этого начинается утро на работе. Следует понимать, что мы все сами водители. Кто-то, если нарушает правила, то делает это сознательно. ДТП не происходит без отступления от правил. Но человеческий фактор мы исключить не можем. Есть нарушители, которых не останавливает наказание, или им все равно, что случится. Есть также исключения, когда лось выбежит на дорогу или метеорит упадет, неудовлетворительные погодные условия. Часть ДТП можно предотвратить установкой камер или барьерных ограждений. Но все равно найдется тот, кто устроит гонки на Гелендвагене», - добавил С.Елфимов.
«Говорилось, что люди привыкают к камерам, и нарушений становится меньше. Ничего подобного! Штрафы идут постоянно. Это говорит опять о том, что дисциплина водителей хромает, несмотря на вводимые устройства», - продолжил Э.Слабиков.
«Вопрос в том, как приучить и водителей, и пешеходов не нарушать правила дорожного движения? Уже сегодня при помощи имеющихся рубежей контроля ежедневно взыскивается в среднем более миллиона рублей штрафов. И многие водители знают, что «висит» камера, и все равно нарушают. Получается, что люди готовы платить штрафы, но только не отказывать себе в нарушениях. Не уменьшается и количество водителей в состоянии алкогольного опьянения, хотя наказание постоянно ужесточается. Здесь виноват только человеческий фактор», – сказала председатель комитета Госсовета по законодательству и местному самоуправлению Нина Нестерова.
Также не мог не зайти разговор о нехватке средств для борьбы с аварийностью на дорогах. Э.Слабиков пожаловался, что на эти цели закладывают «мизер», а затем требуют исполнения показателей. В программе, к примеру, нет пункта о реконструкции какой-либо дороги с разделительной полосой, чего бы хотелось.
Также на совещании прозвучало пожелание о том, чтобы властьимущие земляки напоминали чиновникам в Москве об особых погодных условиях и протяженности дорог в Коми, когда те поднимают вопросы о субсидиях. Э.Слабиков сообщил, что предпринимаются меры по передаче участка трассы на территории республики, которая не имеет федеральной дорожной сети, на обслуживание госбюджета. К решению этого вопроса подключают соседние регионы.
Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения» входит в госпрограмму «Развитие транспортной системы». Она будет рассмотрена 18 ноября.
Фото Владилена Олофинского
Владилен Олофинский
Комментарии