Подделки в республику чаще всего завозят, но иногда печатают и здесь.
Как рассказал 30 марта на совещании в Нацбанке Коми заместитель начальника отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по республике Евгений Мальцев, в прошлом году было возбуждено 85 уголовных дел по факту обнаружения фальшивых купюр. За год было обнаружено 102 подделки, хотя в предыдущем году их было 287. Большинство из фальшивок были номиналом 5000 рублей (47 штук), также были изъяты 41 1000-рублевая и две 500-рублевые банкноты. Поддельной валюты обнаружили больше: если в 2015-м нашли все пять поддельных стодолларовых банкнот, то в 2016-м перечень расширился: шесть 100-долларовых, одна 10-долларовая, две 2-долларовые купюры и одна банкнота достоинством 20 евро.
По его словам, за последние три года в стране все чаще изготавливают и сбывают купюры номиналом 5000 рублей. А качество подделок настолько высоко, что такие банкноты не распознаются с использованием ультрафиолетового и инфракрасного свечения, в некоторых случаях проходят через платежные терминалы устаревших моделей. Обывателю тем более сложно определить, является ли купюра поддельной. Удается определить фальшивку лишь в банках при инкассировании торговых точек и пополнении расчетных счетов выручкой из торговых точек.
Как правило, изготавливают подделки с использованием общедоступных устройств, таких как струйный принтер (в 90 процентах случаев) и ксерокс (10 процентов). Занимаются этим организованные группы, преимущественно в южных регионах страны – Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии. Потом «наличка» вывозится в другие регионы, где сбывается. В последнее время выходцы с северокавказских республик приезжают в Москву и начинают изготавливать подделки в столице. Валюту же завозят из стран Балтии.
Сбывают липовые деньги, как правило, в торговых точках вдоль федеральных дорог, в аптеках, на АЗС, в придорожных кафе, на рынках, в салонах сотовой связи. Лица, занимающиеся этим, чаще всего относятся к категории преступников-гастролеров.
Как признался Е.Мальцев, раскрываемость таких преступлений всегда низкая, так как большинство случаев относится к добросовестному сбыту, то есть подделки долгое время находятся в обращении, переходят из кошельков граждан в кассы магазинов и обратно. Установить, кто и когда их сбыл, очень трудно. В 2016 году в Коми было раскрыто лишь 5,9 процента преступлений, связанных с изготовлением и оборотом фальшивых денег, годом ранее этот показатель составлял 9,4 процента.
В прошлом году в республике было лишь два случая массового сбыта подделок. С 25 февраля по 22 марта в Сыктывкаре было обнаружено 19 фальшивых тысячерублевок, в апреле полиция нашла и задержала сбытчиков, следствие продолжается до сих пор. В марте же в Прилузском и Сысольском районах жители Оренбургской и Нижегородской областей сбыли пять 5-тысячных банкнот, но потом были задержаны. Кроме того, был установлен факт изготовления подделок: сосногорец напечатал деньги на принтере (45 тысяч рублей), купил на них солярку и дал на карманные расходы племяннику. За это его приговорили к шести годам колонии.
Фото Елены Кабаковой
Комментарии