Хотя это могло бы снизить количество аварий во время отопительного сезона.
Этой зимой количество энергоаварий на территории России значительно снизилось. Именно с таким заявлением выступило министерство энергетики, подводя итоги отопительного сезона. Согласно данным ведомства, аварийность на объектах генерирующих компаний снизилась на 6 процентов по сравнению с прошлым сезоном, на сетевых объектах – на 8,4 процента. При этом количество крупных аварий, когда без света и тепла оставались тысячи человек, возросло. Если зимой 2016 года таких аварий было 145, то этой – 157.
На Северо-Западе в целом количество происшествий незначительно сократилось, но итоговая цифра осталась внушительной – почти 600 аварий (в прошлом 626).
В конце прошлого года все энергокомпании отчитывались перед Минэнерго о высокой подготовке к зиме и потраченных миллиардах рублей на ремонты оборудования. Тем не менее из года в год те же энергокомпании занимаются оптимизацией ремонтной программы и сокращением квалифицированного персонала. Конечно, не от хорошей жизни, а от отсутствия в достаточном количестве средств, пишет «Комсомольская правда».
Заместитель министра энергетики Андрей Черезов, выступая на совещании по подготовке к зиме Северо-Западного федерального округа, отмечал высокую изношенность и устаревание оборудования электростанций и электрических сетей. Традиционно грозил компаниям и разбирал прошлые ошибки. Одной из самых веских причин высокой аварийности он назвал низкий уровень персонала, который работает на энергообъектах. «Анализ аварий показывает снижение уровня подготовки и квалификации служб оперативного персонала, ненадлежащем контроле в этом направлении со стороны руководства энергокомпаний. Энергокомпаниям необходимо пересмотреть подходы к подготовке и поддержанию квалификации оперативного персонала. Также необходимо проанализировать, как загружен соответствующий персонал, достаточно ли штатной численности», – отмечал он.
Причины такого положения дел понятны и не меняются много лет. Как отмечает руководитель одной крупной энергокомпании, зарплата в электроэнергетике остается на протяжении многих лет одной из самых низких. Зарплата оперативному персоналу заложена в энерготариф, и, хотя оплата и индексируется регулярно, но выше головы не прыгнешь. Уровень оплаты все равно ограничен тарифом.
Вот и бегут квалифицированные электрики, монтажники, газовики и инженеры в другие отрасли, где зарплаты повыше. Молодежь за такие деньги идет неохотно, да и учить их кадров почти не осталось. Собственно поэтому, что бы ни рапортовали компании, а как приходит зима – жди энергоаварий.
По данным АО «Системный оператор» (компания, занимающаяся оперативно-диспетчерским управлением энергосистемой России), больше всего аварий за этот отопительный период произошло в электрических сетях – более 400. Это примерно столько же, сколько и в прошлом году. Количество нарушений и повреждений по сравнению с прошлой зимой возросло на электросетевых объектах железнодорожников и объектах, принадлежащих МУПам.
А вот на станциях собственники взялись за ремонты и по большей части осилили подготовку. Среди работающих в регионе энергокомпаний сократили количество аварий: ПАО «ОГК-2» (в два раза), ПАО «Т Плюс» (в 4 раза – с 43 до 11), ПАО «ТГК-1» (с 67 до 50). «Росэнергоатом» и ПАО «ИНТЕР РАО» показали стабильность и оставили количество аварий на прошлогоднем уровне (8 и 7 соответственно).
Самыми же отстающими среди энергетических и сетевых организаций остаются муниципальные компании. За прошедший отопительный период количество аварий на небольших станциях и в компаниях с участием муниципалитетов увеличилось на треть.
Далеко за примерами ходить не нужно. Та же Архангельская область на подготовку к зиме потратила почти 3 миллиарда рублей, при этом каждый отопительный сезон сопровождается замерзающими поселками из-за аварий на муниципальных сетях и отсутствием в достаточном количестве топлива. Коми потратила на ремонты оборудования в прошедшем отопительном сезоне 1,7 миллиарда рублей. При этом во время «разбора полетов» на коллегии Минстроя республики было отмечено, что ряд муниципальных образований вообще не смогли получить паспорта готовности к зиме. А в Вологодской области проверкой нарушений при подготовке к зиме занималась прокуратура.
Получается, государство требует от владельцев энергокомпаний жесткого соблюдения правил подготовки оборудования к зиме, а свои же предприятия не контролирует.
Муниципальных сетей и котельных по округу очень много, и если ими не заниматься, не вкладывать в ремонты денег, то ситуации с порывами теплотрасс и ямами с кипятком будут повторяться каждую зиму. Но это только выглядит просто – пришел, отремонтировал и живи. Все, как всегда, упирается в отсутствие денег, которых у государства, как известно, не хватает. Поэтому единственный способ найти средства на ремонты муниципальной собственности – это привлечь инвесторов, то есть заключать с ними концессионные соглашения, налаживать государственно-частное партнерство. Но руководство регионов по всей стране идет на это не охотно.
Согласно распоряжению Минстроя, еще до конца 2016 года все регионы должны были предоставить по пять новых проектов концессии в ЖКХ. По факту исполнили это далеко не все, сопротивлялись как могли.
Как только государство смогло отладить более-менее стабильный и правовой концессионный процесс, то, по данным того же Минстроя, в ЖКХ потекли деньги, и уже смогли привлечь около 200 миллиардов рублей. После внесения изменений в концессионное законодательство инвесторам это действительно стало интересно. Более того, статистика свидетельствует, что там, где возникает новая концессия, происходит улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18 процентов, аварийность – на 47 процентов.
Казалось бы, механизм создан, но по-прежнему остается множество проблем. С одной стороны, нужно решить вопрос с прямыми договорами и отсутствием квалифицированных кадров, а с другой стороны, самая сложная проблема – муниципалитеты против концессионных соглашений и прихода частников в управление предприятиями ЖКХ, которые им принадлежат. Аргументы простые: управлять предприятиями с новыми собственниками станет сложнее, ведь муниципалитеты порой привыкли в ручном режиме управлять и получать прибыль, зачастую не только в бюджет региона, а непосредственно в свой карман.
Казалось бы, самые передовые регионы СЗФО, такие как Санкт-Петербург и Ленобласть, должны показывать всем пример, в итоге они одни из первых, кто сопротивлялись введению концессий. Не хотят регионы отдавать возможность частникам контролировать и решать судьбу унитарных предприятий в сфере ЖКХ.
Глава Коми Сергей Гапликов вообще инициировал поправки в действующее законодательство, направленные на то, чтобы разрешить регионам не передавать неэффективные муниципальные предприятия ЖКХ в частные руки, тем самым нарушая поручение президента России Владимира Путина. «Бизнес в ЖКХ – прибыльный. Но даже передавая убыточные объекты в частные руки, государству нельзя уклоняться от контрольной функции. Регионам важно контролировать и управлять всеми процессами, касающимися функционирования котельных и другой коммунальной инфраструктуры. Это вопрос энергобезопасности и защиты интересов потребителей», – заявлял глава Коми газете «Коммерсант».
По сути С.Гапликов сказал сразу за всех губернаторов, которые держатся за свои предприятия ЖКХ – они прибыльные, даже если убыточные, и поэтому региональные власти не хотят их никому отдавать. Вот такой парадокс.
Можно сто раз прикрываться аргументом, что государству нужно стать эффективным управленцем, но в конечном итоге каждую зиму получать замерзшие, холодные трубы и полное отсутствие денег на новые ремонты.
Простой анализ статистики энергоаварий на объектах в Северо-Западном округе показал, что именно частные собственники способны исправить плачевную ситуацию. Все всё понимают, но решать вопрос не торопятся.
Фото Елены Кабаковой
Комментарии