В конце прошлого года из всех уголков республики в Сыктывкар стали приходить письма, в которых наделенные здравым умом и желанием как-то поучаствовать в едином государственном порыве жители региона расписывали, каким должно быть будущее Коми и что для этого надо сделать. Это были ответы на те самые «письма счастья» Вячеслава Гайзера. Ему пришли тысячи открыток, и все предложения, обещали, будут осмыслены и даже включены в планы правительства на этот год. Интересно, попадет ли в стратегии и концепции идея «организуйте электричку в Эжву для Кати»?
Как оказалось, В.Гайзеру пришло более семи тысяч писем, чаще всего предлагали что-то сделать пожилые люди, которые живут на своей волне и в удивительно сказочной стране. И ничего удивительного, что их в большинстве своем волнует забота о старшем поколении и воспитание молодежи с активной гражданской позицией – то есть они просто хотят обезопасить свою старость.
Сельчане беспокоятся о селе: пастбища, леса и реки, разведение коров, трудоустройство и пьянство, чистая вода, дома культуры и прочие земельные привычки.
В каждой 15-й открытке жители предложили решить вопрос о перераспределении налоговых доходов между центром и регионом. Скорее всего, это просто от незнания или из-за предрассудков, сформировавшихся благодаря некачественной политической рекламе, так как в 2011 году пропорция была не такая уж плохая (58 процентов ушло в Москву, 42 процента осталось здесь).
Кроме того, многие беспокоятся об экологии, волнуются по поводу плохих дорог, негодуют из-за невозможности летать на самолетах или плавать на теплоходах по республике, страдают из-за отсутствия некоторых медицинских услуг и возмущаются высокой стоимостью существующих, сокрушаются недостаточным развитием спортивной инфраструктуры.
В конце января над всеми этими предложениями продолжали трудиться, систематизируя и оценивая их. На январском заседании В.Гайзер даже поручил включить их в планы работы правительства на этот год. Тогда же заместитель главы – министр финансов Владимир Тукмаков сказал, что идеи и пожелания найдут отражение в новой редакции стратегии социально-экономического развития Коми до 2020 года. Резонный вопрос – смогут ли чиновники перевести бытовой язык в прогнозные показатели? Более того, зачем это нужно делать, если сама по себе эта стратегия – ненужный документ?
Я уже писал про эту стратегию, в общих чертах назвав ее чушью, так как, уверен, невозможно предсказать, что случится к 2020 году. Да что там – невозможно с точностью предугадать, что будет через три или пять лет. И если тогда были просто размышления, то теперь я решил сравнить прогнозы и реальность.
Напомню, в марте 2006 года была принята стратегия экономического и социального развития Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года. В январе 2009 года ей поменяли название, продлив возможность предсказывания до 2020 года. В конце 2009-года, а затем и 2010-го вносятся корректировки в прогнозы, чтобы они хоть как-то соответствовали возможному настоящему. Но все равно эксперты, экономисты, аналитики, ученые и чиновники в большинстве своем просчитались.
Вот вам таблица несбыточных надежд и крупных мыслительных поражений. Я выбрал несколько важных показателей, хотя их там пара сотен. Сравниваются прогнозы на 2011 год (пессимистический и оптимистический), сделанные в 2009 и 2010 году - и результаты, какие они были на самом деле. В последнем столбце я проставил плюсы или минусы – сравнение с двумя вариантами прогнозов, сделанных в два года. Математическая разница дает как плюс, так и минус – например, если инфляция оказалась ниже планируемой, то это плюс – так же, как и «перевыполнение» прогноза по росту зарплаты. Недобрали инвестиций – это минус, рост стоимость жилья – тоже минус.
Показатель | Прогноз 2009г (пес.) | Прогноз 2009г (опт.) | Прогноз 2010г (пес.) | Прогноз 2010г (опт.) | Реальность | Оценка |
Численность постоянного населения (тыс чел) | 935,5 | 935,5 | 936 | 936 | 889,8 | ---- |
Инфляция (проц) | 10 | 10 | 8 | 8 | 6,3 | ++++ |
Доходы консолидированного бюджета (млн руб) | 38496,2 | 40033,1 | 44203,2 | 45927,3 | 58076 | ++++ |
Расходы консолидированного бюджета (млн руб) | 40204,4 | 41427,5 | 50176,5 | 51585,9 | 59331 | ++++ |
Дефицит/профицит консолидированного бюджета (млн руб) | -1708,2 | -1394,4 | -5973,3 | -5658,6 | -1255 | ++++ |
Объем госдолга (млн руб) | 7733,3 | 7733,3 | 10288,7 | 10288,7 | 7787 | --++ |
Прибыль прибыльных организаций за год (млн руб) | 33433,2 | 33928,9 | 36689,6 | 37696,7 | 84500 | ++++ |
Доля прибыльных организаций (проц) | 61,5 | 62 | 62,9 | 63,8 | 63 | ---+ |
Объем инвестиций в основной капитал (млн руб) | 149580 | 224140 | 191193 | 247350 | 192700 | +-+- |
Объем иностранных инвестиций (млн долл США) | 400 | 600 | 450 | 480 | 345,1 | ---- |
Объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» (млн руб в сопоставимых ценах) | 49834 | 50711 | 55080 | 56005 | 65000 | ++++ |
Темпы роста ресурсной базы банков в Коми (проц) | 5 | 10 | 15 | 19 | 2,4 | ---- |
Индекс промышленного производства (проц) | 101,2 | 102,4 | 101,6 | 102,8 | 104,3 | ++++ |
Производство электроэнергии (млн кВт/ч) | 9350 | 9660 | 9500 | 9550 | 9994,7 | ++++ |
Производство теплоэнергии (млн Гкал | 21,2 | 21,3 | 19,7 | 19,8 | 17,9 | ---- |
Добыча нефти, включая газовый конденсат (млн т) | 13515 | 13550 | 13300 | 13400 | 13384,5 | --+- |
Добыча угля (млн т) | 12900 | 13250 | 13275 | 13400 | 13195 | +--- |
Производство пиломатериалов (тыс куб м) | 795 | 820 | 710 | 750 | 566,8 | ---- |
Производство бумаги (тыс т) | 640 | 675 | 710 | 730 | 737,4 | ++++ |
Производство бензина (тыс т) | 365 | 370 | 417 | 430 | 481,6 | ++++ |
Производство хлеба (тыс т) | 47,7 | 48,7 | 49,4 | 49,5 | 45,9 | ---- |
Выпуск пива (тыс дкл) | 510 | 520 | 860 | 900 | 1031 | ++++ |
Производство мяса (тыс т) | 14,8 | 15 | 16,5 | 17,4 | 18,8 | ++++ |
Выпуск молока (тыс т) | 21,2 | 22 | 22,1 | 22,3 | 24,3 | ++++ |
Количество малых, средних и микропредприятий (тыс ед) | 14,3 | 15,3 | 10,9 | 11 | 14,9 | +-++ |
Число индивидуальных предпринимателей (тыс ед) | 25,4 | 26,4 | 24,6 | 25 | 25,2 | --++ |
Оборот малых и средних предприятий (млн руб в сопоставимых ценах) | 99893 | 107140 | 140462 | 142821 | 59300 (январь-сентябрь) | ---- |
Оборот розничной торговли (млн руб в сопоставимых ценах) | 147210 | 148994 | 135208,6 | 135605,5 | 138900 | --++ |
Оборот общественного питания (млн руб в сопоставимых ценах) | 4877,6 | 4954,9 | - | - | 5900 | ++ |
Объем платных услуг населению (млн руб в сопоставимых ценах) | 40597 | 41199 | 39720 | 39930 | 37800 | ---- |
Ввод в строй жилых домов (тыс кв м) | 86 | 98 | 86 | 98 | 115,3 | ++++ |
Средняя стоимость одного квадратного метра на первичном рынке (руб) | 38900 | 38600 | - | - | 43900 | -- |
Средняя стоимость одного квадратного метра на вторичном рынке (руб) | 40200 | 40500 | - | - | 42300 | -- |
Численность экономически активного населения (тыс чел) | 552,6 | 556,8 | 531,5 | 533 | 527,1 | ---- |
Уровень безработицы по методологии МОТ (проц) | 10 | 9,2 | 9,4 | 9 | 7,4 | ++++ |
Уровень официальной безработицы (проц) | 2,7 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2 | ++++ |
Число родившихся (тыс чел) | 11,75 | 11,75 | 11,75 | 11,75 | 11,72 | ---- |
Естественный прирост (тыс чел) | -0,32 | -0,32 | -0,09 | -0,09 | 0,7 | ++++ |
Миграционный прирост/убыль (тыс чел) | -7,55 | -7,55 | -7,55 | -7,55 | -7,477 (январь-ноябрь) | ---- |
Число дошкольных учреждений (ед) | 475 | 475 | 470 | 470 | * |
|
Число образовательных учреждений (ед) | 437 | 443 | 434 | 437 | 423 | ---- |
Денежные доходы населения (млрд руб) | 294,7 | 298,9 | 271,5 | 273,2 | 264,9 | ---- |
Среднедушевой доход жителя Коми (руб в месяц) | 26123 | 26499 | 24074 | 24230 | 23220 | ---- |
Величина прожиточного минимума в среднем на одного жителя Коми в месяц (руб) | 8708 | 8708 | 7915 | 7915 | 8226 | --++ |
Средняя номинальная начисленная зарплата (руб в месяц) | 24538 | 25938 | 26872 | 27021 | 28789 | ++++ |
Средний размер назначенных пенсий (руб в месяц) | 12155 | 12155 | 12500 | 12500 | 10502 | ---- |
Количество зарегистрированных преступлений (ед) | 23300 | 22800 | 21500 | 20500 | 17247 | ++++ |
Экспорт (млн долл США) | 1165 | 1196 | 1324 | 1351 | 2745,3 | ++++ |
Импорт (млн долл США) | 407 | 432 | 410,6 | 431 | 268,9 | ---- |
* При телефонном запросе о количестве ДОУ в Коми в министерстве образования региона потребовали направить официальный письменный запрос с подписью и печатью.
Выводы, конечно, можно сделать разные, но я остался при своем мнении – планирование, судя по результатам, оказалось никудышным. Но самое интересное – этим продолжают заниматься, тратя на это время и людей. И теперь еще впихивают во все это «обеспокоенность жителей экологической обстановкой» или желание «сохранить сельские угодья и пастбища». Какие именно графы стратегии будут подвергнуты корректировке из-за «писем счастья», думаю, останется загадкой. Скорее всего, на всю эту писанину просто не обратят внимание и выкинут в большую урну (в лучших традициях американских политических комедий).
Именно поэтому мы в редакции, когда решили ответить В.Гайзеру, сделали это «серьезно по приколу». У нас были такие предложения: отменить «антипивной» закон (хотя это поддерживали не все), создать независимую радиостанцию (идея вполне себе реальная – на деньги государства сделать что-то независимое, по такому принципу сейчас в Коми создают Общественное телевидение), вернуться к прямому избранию мэров (ибо нефиг), отказаться от финансирования районных газет (потому что СМИ – это бизнес), распространить «европейскую ипотеку» на всех жителей Коми (не всеМ коту масленица), за 2-3 года разобраться с ветхим жильем (надоело смотреть на развалюхи, да и людей жалко), построить мост в Седкыркещ для Тани (проблема аккурат для середины XIX века) и организовать электричку в Эжву для Кати (да просто потому, что это необходимо). И в качестве символа невинности наших помыслов и легкого озорства одна из девушек оставила на открытке отпечатки своих губ.
*** При подготовке материала использовались данные, отчеты и доклады Комистата, министерства финансов Коми, министерства экономического развития Коми, министерства развития промышленности, транспорта и связи Коми, министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми, министерства сельского хозяйства и продовольствия Коми, Сыктывкарской таможни, Национального банка Коми, управления федеральной налоговой службы России по Коми.
Комментарии