КомиОнлайн

Эссе

Пятница, 29 июня 2012, 08:00

Без купюр: эссе Владимира Теребихина «К вопросу о формировании алкогольной политики в Коми»

«КомиОнлайн» представляет размышления эксперта Общественной палаты Коми, кандидата философских наук, заслуженного работника республики Владимира Теребихина о формировании государственной алкогольной политики в регионе.

В республике на различных уровнях (в Государственном Совете Коми, Общественной палате, Общественной приемной главы, на межведомственном семинаре по вопросам взаимодействия в рамках мониторинга наркоситуации и других площадках), а также в региональных СМИ достаточно активно обсуждаются негативные последствия проблемы пьянства и алкоголизма и меры по смягчению остроты алкогольной ситуации в регионе.

Свою озабоченность высоким уровнем алкоголизации населения неоднократно выражал глава республики Вячеслав Гайзер, депутаты Госсовета и органов местного самоуправления.

Озабоченность общественности, органов государственной власти региона данной проблемой вполне объяснима.

Действительно, неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация населения республики приобрела к началу XXI века характер острейшей социогуманитарной региональной проблемы, ухудшающей качество человеческого потенциала и качество жизни, оказывающей негативное влияние на современное социально-экономическое и политическое развития республики, создающей угрозу перспективам инновационной «модернизации – преображения» региона, практической реализации стратегии главы Коми «От мечты к реальности – 10 лет пути».

Республика занимает негативные рейтинговые позиции по основным индикаторам, характеризующим уровень алкоголизации населения среди регионов России, входит в первую десятку самых пьющих регионов страны.

В 2010 году регион занимал:

- первое место среди 11 субъектов Северо-западного федерального округа по уровню смертности населения от отравлений алкоголем (этот уровень почти в 3 раза выше, чем в среднем по России и в 2 раза выше, чем по СЗФО). В 2011 году коэффициент смертности от отравлений алкоголем возрос по сравнению с 2007 годом (с 31 случая на 100 тысяч населения до 37). При этом во всех регионах СЗФО и по России в целом этот индикатор снизился за данный период.

- первое место по уровню смертности от убийств;

-второе место по уровню самоубийств;

- четвертое место по уровню смертности от алкогольно-обусловленных причин смерти, от так называемых, «внешних причин» смерти: убийств, самоубийств, отравлений алкоголем, травм, ДТП).

По данным социолога Р.Зубовой, в республике в среднем потребляют спиртные напитки 89 процентов мужчин и 84 процента женщин.

 В этой связи автор в полной мере согласен с оценкой главного нарколога и психиатра комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, профессора Александра Софронова о том, что, «ситуация в Республике Коми драматична, скорее, по показателям алкогольной зависимости населения, чем по наркотической», прозвучавшей на межведомственном семинаре по вопросам взаимодействия в рамках мониторинга наркоситуации в республике (23 ноября 2011 года).

Злоупотреблению алкоголем принадлежит ведущая роль в социальной деградации регионального социума – высоком уровне преступности, насилия, сиротства, снижению здоровья населения, росту инвалидизации, ухудшению семейно-брачных отношений.

Алкоголизация населения наносит значительный ущерб: экономический, социальный, демографический, нравственно-психологический, духовно-нравственный и иной. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сумма затрат от пьянства и алкоголизма и снижения производительности труда, вследствие злоупотребления алкоголем для страны и регионов составляют от 2 до 5 % национального богатства.

Злоупотребление алкоголем является причиной 30 процентов смертности мужчин и 15 процентов – женщин. По данным Комистата, доля умерших от случайных отравлений алкоголем составляет в республике почти 3 процента от всех умерших (по России в целом – 0,7 процента). С алкоголем связано более 90 процентов смертности от психических и поведенческих расстройств, почти 70 процентов смертей от болезней печени.

От всех причин связанных со злоупотреблением алкоголем (случайные отравления алкоголем, хронический алкоголизм, алкогольный психоз, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, алкогольная кардиомиопатия, алкогольная болезнь печени, хронический панкреатит алкогольной этиологии) только за 2010 год в республике умерло 928 человек.

По оценке прокуратуры республики «алкоголизм продолжает оставаться острой социальной проблемой и серьезно препятствует экономическому и демографическому развитию республики».

В республике около 40 процентов преступлений совершается в состоянии опьянения. Отмечается тенденция повышения удельного веса преступлений, совершенных в состоянии опьянения (2005 год – 18 процентов, 2009 год – 22 процента, 2010 год – 32 процента, 2011 год - около 50 процентов).

При этом, по оценке прокуратуры, «программа по профилактике правонарушений в Республике Коми на 2009-2011 годы не содержала комплексных мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма и предупреждению «пьяной преступности».

В республике недостаточна штатная численность врачей-наркологов и наркологических «койко-мест» в учреждениях здравоохранения. В большинстве медицинских учреждений отсутствуют детские врачи-наркологи.

В регионе не осуществляется должная работа по поддержке трезвеннического общественного движения. При этом, в целом ряде субъектов страны уже накоплен опыт поддержки и развития такого движения, развивающегося под девизами: «Трезвая Россия – Великая Россия», «Трезвая Россия – наша Родина», Трезвая Россия – сильная Россия» («Трезвая Сибирь», Трезвый Башкортостан», «Трезвый Урал», «Трезвый Омск»).

В республике не используется позитивный опыт государственной алкогольной политики северных стран Европы (Норвегии, Финляндии).

По нашему мнению, одной из многомерных причин формирования кризисной алкогольной ситуации в России и Коми является отсутствие системной государственной алкогольной политики в регионе и на федеральном уровне, что привело к фактической неуправляемости процессов алкоголизации населения.

Существующая современная алкогольная политика по своему содержанию и эффективности неадекватна кризисной остроте проблемы алкоголизации населения республики. Ей присущи неопределенность, непоследовательность, односторонность. Ее содержание ограничивается в основном формальными административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и формальными, спонтанно определяемыми ограничениями доступности спиртных напитков. Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий, коренятся в культуре быта, в условиях и образе жизни людей. То есть причины массовой алкоголизации - это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики.

При этом научно-обоснованный комплекс мер по резкому снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции, разработке технических регламентов на вина и спиртные напитки, внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции и организации эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований к качеству вин и спиртных напитков, а также, набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя, является важнейшим компонентом алкогольной политики. Хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, они при разумном применении способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. Однако каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения.

Как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мер должно быть принято решение о разработке государственной алкогольной политики в Коми.

Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: политика деалкоголизации населения, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем, государственная политика в сфере производства и оборота алкогольных напитков и формирования и культивирования здорового образа жизни, государственная политика защиты здоровья и жизни граждан, снижения негативных социальных последствий потребления алкоголя). При этом во всех европейских странах эта политика называется алкогольной политикой. Поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего молодежи как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики, в том числе региональной. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная.

Для проектирования алкогольной политики необходимо создать соответствующую экспертную (рабочую) группу. Основная ее задача - проектирование научно обоснованной концепции государственной алкогольной политики Республики Коми на основе соответствующей федеральной концепции по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

В ней должны быть сформулированы стратегические цели и тактические задачи алкогольной политики, ее направления, принципы, отражены основные характеристики и специфические особенности и тенденции алкогольной ситуации в регионе и факторы, ее формирующие. В идеальном варианте она должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и собриологии (науки о трезвости).

Концепция должна учитывать положительный международный опыт решения данной проблемы, опыт регионов России (в том числе и Республики Коми), положительную практику деятельности институтов гражданского общества, религиозных организаций традиционных конфессий в сфере духовно-нравственного преображения страны, в том числе, Республики Коми.

Концепция должна стать научной основой для разработки республиканской целевой комплексной программы по профилактике пьянства и алкоголизма, разработки соответствующего закона и других корреспондирующих нормативных актов. Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий правительства Коми, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации, в том числе по изменению существующей специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели), как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения, формирования здорового образа жизни, максимального использования имеющихся материально-финансовых, культурно - воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, формирования самосохранительного поведения населения, использования влияния традиционных религиозных конфессий и общественных организаций по профилактике алкоголизации населения, формированию массового общественного движения «Трезвая Республика Коми».

Ослаблению остроты сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующего республиканского закона (возможное его название: «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми»).

В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма, определить цели и содержание государственной алкогольной политики, пути и средства реализации этих целей: создать институциональную структуру государственно-общественного управления алкогольной политикой, обозначить ее социальные приоритеты, организовать развернутую систему антиалкогольного воспитания молодежи, профилактики злоупотребления алкоголем и социальной реабилитации больных алкоголизмом, а также, определить правовые основы организационного, финансового и научно-информационного обеспечения алкогольной политики.

В рамках радикального изменения отношения к проблемам алкоголизации населения целесообразно разработать республиканскую целевую программу по снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2020 года. Ее реализация на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия.

Первоочередной задачей экспертной группы по проектированию концепции алкогольной политики является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка проблем алкоголизации населения в республике. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада.

Для подготовки доклада и концепции в дополнение к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также изучить предложения населения к формированию региональной государственной алкогольной политики.

Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае население «проголосует» против нее - поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.

Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политики рекомендуется провести региональную (но с участием известных российских ученых и экспертов) научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики.

Ее рекомендации могут быть использованы для проектирования концепции, разработки закона и других нормативных актов, а также республиканской целевой комплексной программы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2020 года.

Проект концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми) необходимо представить на обсуждение населения региона.

Версия для печатиВерсия для печати
Материалы по теме
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама
comments powered by HyperComments
Реклама

Поиск работы

Инженер ПТО
ВАЛЬТЕР Констракшн (Сыктывкар)

Заместитель руководителя секции (Сыктывкар)
Лента, федеральная розничная сеть (Сыктывкар)
от 29300 до 33200 RUR

Технолог (Cыктывкар)
Лента, федеральная розничная сеть (Сыктывкар)
от 31000 до 40200 RUR

Искать вакансии
Реклама
Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2017
 
Реклама
comments powered by HyperComments