Это позволит начать реализацию концессионного соглашения, дорога будет готова в 2019-м.
Республика Коми, ООО «Дорожная концессия» и Газпромбанк заключили прямое соглашение по строительству участка автомобильной дороги Сыктывкар - Нарьян-Мар. Документ является финальным этапом финансового закрытия проекта, реализуемого по концессионной схеме. Проект предполагает реконструкцию, строительство и эксплуатацию участков Малая Пера - Ираель и Ираель - Каджером общей протяженностью 80,5 километра. По соглашению участки автодороги планируется ввести в эксплуатацию к 2019 году. Стоимость проекта оценивается в 4,8 миллиарда рублей, сообщает пресс-служба главы Коми.
«Выход на практическую реализацию проекта является одной из основ дальнейшего развития арктической части России в зоне притяжения Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Ввод в эксплуатацию обозначенных участков позволит обеспечить сквозное круглогодичное автомобильное сообщение между Сыктывкаром и Печорой. В целом строительство дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар является одним из крупных инфраструктурных проектов, который призван обеспечить развитие нефтегазового и горнодобывающего комплексов в северных районах Республики Коми, НАО и на шельфе Баренцева моря», - отметил в ходе подписания соглашения министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми Виктор Абулгафаров.
ООО «Дорожная концессия» входит в состав группы компаний Автобан – одного из крупнейших федеральных игроков в сфере автодорожного строительства. Генеральным подрядчиком по строительству дороги выступит входящее в состав группы ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».
«Республика Коми - инвестиционно привлекательный регион с огромным потенциалом развития. Развитие дорожной инфраструктуры будет, безусловно, способствовать экономическому росту в регионе, притоку налоговых поступлений. Мы уверены, что в регионе в результате реализации данного проекта появятся источники для финансирования строительства дорог и других проектов. Мы оптимистично настроены на долгосрочное партнерство республики Коми, Газпромбанка и нашей компании», - прокомментировал заместитель генерального директора по финансовому развитию Автобана Денис Анисимов.
«Реализация данного проекта, структурированного в лучших традициях концессионной практики, позволит обеспечить в Республике Коми связь с северными районами и населенными пунктами, а также оперативный Северный завоз. Мы рассчитываем, что жители региона по достоинству оценят эффект от улучшения транспортной доступности, который приведет к росту качества жизни», – сообщил управляющий директор – руководитель Дирекции инфраструктурных проектов Департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Павел Бруссер.
Концессия на строительство участков дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар: что это такое
Дорожная история
Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар - Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский.
В 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями Минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар - Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».
Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики - 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В 2013 году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.
В 2014 году было завершено строительство дороги на участке Каджером - Чикшино длиной 21,82 километра в Печорском районе.
Мостовой переход на дороге Керки - Малая Пера
На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 80,5 километра. В 2013 году за счет средств НАО сделана корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость - 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования тогда так и не удалось.
Участок дороги на территории НАО
В бюджете НАО на 2015 год было заложено 150 миллионов рублей на восстановление 5 километров автодороги Харьягинский – Усинск, который также является отрезком дороги Нарьян-Мар - Усинск. Там планировалась перекладка железобетонных плит. Однако восстановления требует гораздо больший участок - 33 километра с расположенными на нем 11 мостовыми перекрытиями. При этом 52 миллиона рублей стоят только проектные работы по капремонту мостовых сооружений и 2,4 миллиарда - непосредственно сами ремонтные работы.
В конце декабря 2015 года ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» приступило к строительству IV участка автодороги Нарьян-Мар - Усинск. Речь идет о 15-километровом участке трассы с мостом через реку Харьяга длиной 99 метров.
Дорога Усинск - Харьяга
В 2016 году в бюджете НАО запланированы 177 миллионов рублей на строительство участков дороги, из федерального бюджете регион намерен получить 479 миллионов.
Участок дороги на территории НАО
На территории Коми отсутствует несколько десятков километров дороги, в правительстве говорят, что необходимо построить 69,7 километра, а также отремонтировать существующие. Это участки Малая Пера - Ираель протяженностью 34,5 километра (Сосногорский район), Ираель - Каджером длиной 46 километров (Сосногорский и Печорский районы), в Усинском районе Акись - Ошкуръя протяженностью 10 километров (хотят построить в 2017-м), Ошкуръя - Усть-Уса длиной 11 километров (проложат в 2018-м). Не хватает моста через реку Печору в районе поселка Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора - Усть-Уса - Усинск (построят в 2017-м).
Решение проблемы
Есть два основных варианта решения проблемы. Во-первых, государство ежегодно будет выделять немного денег (в данном случае это могут быть и сотни миллионов, но для общей сметы это действительно мало) на строительство и реконструкцию объектов дороги.
Второй вариант – использовать механизм государственно-частного партнерства. Тут и появляется слово «концессия». Классическое определение этого понятия таково: это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов. В нашем случае сотрудничество правительства Коми и коммерческой структуры заключается в том, что компания построит один участок дороги и реконструирует второй, а республика возместит затраты.
Время
Сроки строительства - одно из главных составляющих при принятии решений.
Как заявляло предыдущее руководство региона, если бы дорогу достраивали только за счет бюджетных средств, то срок завершения всех работ был бы неизвестен - до ввода линейной трассы в эксплуатацию могли пройти десятилетия. Известно только, что при таком государственном финансировании участки Малая Пера - Ираель и Ираель - Каджером будут сданы только в 2024 году.
При заключении концессионного соглашения с бизнес-структурой сроки сокращаются: по проекту, в 2015-2017 годы должны были быть реконструированы 34,5 километра участка Малая Пера - Ираель, а в 2018 году собирались ввести в эксплуатацию 46 километров участка Ираель - Каджером. Сейчас сроки сдвинулись.
Деньги
Тут несколько моментов. Государство может выделить на строительство огромную сумму сразу (но никогда этого не сделает) или может растянуть финансирование на несколько лет (так в большинстве случаев и происходит). При концессии используется другая схема: компания тратит свои или заемные средства, а затем государство в течение определенного периода компенсирует понесенные расходы. Есть еще такой вариант, что коммерческая структура получает прибыль от построенного объекта, но в данном случае дорогу платной сделать невозможно, так как альтернативного проезда по тому же маршруту нет.
Выгоды
Сегодня в республике не имеется круглогодичного устойчивого автомобильного сообщения с 11 муниципалитетами. Ввод в эксплуатацию участков Малая Пера - Ираель и Ираель - Каджером соединит столицу региона с населенными пунктами Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также с Печорой.
Дорога появится раньше, что приведет к росту грузоперевозок, товарооборота, подстегнет темпы экономического роста.
Готовую дорогу можно будет передать в ведение Федерации, поэтому затраты на ее содержание и ремонт в дальнейшем будут идти из федерального бюджета.
В целом ввод трассы в эксплуатацию привет к обеспечению 174 населенных пунктов с населением более 525 тысяч человек, находящихся в районе тяготения и не имеющих постоянной связи, автомобильным сообщением по дорогам с твердым покрытием. Непосредственно более 150 тысяч человек в четырех муниципалитетах с окончанием строительства магистрали получат выход на опорную сеть автомобильных дорог республики.
Само соглашение
Первый конкурс по выбору компании был признан несостоявшимся - не было подано ни одной заявки. При повторном отборе нашелся всего один кандидат - ООО «Дорожная концессия». Эта компания, по данным «КомиОнлайна», была образована в ноябре 2014 года, уставной капитал – 500 тысяч рублей, учредителями являются ООО «Усинское ДРСУ» (255 тысяч рублей) и ОАО «Корпорация по развитию Республики Коми» (245 тысяч рублей).
Приказ о необходимости заключения концессионного соглашения с ООО «Дорожная концессия» руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков подписал 22 июня 2015 года. К осени договор был подписан. После этого компания должна была приступить к выполнению взятых на себя обязательств. Однако после смены руководителя региона в сенятбре 2015 года условия концессионного соглашения были поставлены под сомнение, но потом все же решили проект реализовать.
Условия договора
Концессионное соглашение заключено на 11 лет, то есть до 2025 года (инвестиционная стадия - 4 года, эксплуатационная - 7 лет). На инвестиционной стадии предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования (85,2 процента от общего объема капитальных вложений), доля субсидий из республиканского бюджета составит 14,8 процента.
На этапе эксплуатации финансовая схема предполагает выделение из республиканского бюджета платы, которая будет покрывать затраты на эксплуатацию и долговые обязательства (в случае, если компания будет привлекать кредит).
Стоимость
Э.Слабиков на совещании 24 марта 2015 года заявил, что общая стоимость инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет составляет 10 миллиардов 133 миллиона рублей. Начальный размер платы по концессионному соглашению, прописанный в конкурсной документации, - 9 миллиардов 436 миллионов рублей. В недавно обновленном перечне инвестпроектов, реализуемых на условиях ГЧП, приведена другая сумма ассигнований - 10,06 миллиарда.
Самое интересное, что стоимость составляет примерно 5 миллиардов рублей (по ценам октября 2015 года - уже шесть миллиардов), а 10 миллиардов - это сумма, которую потратит государство при концессионном соглашении.
По базовой модели республика должна была первые четыре года платить менее 15 процентов от строительно-монтажных работ. В первый год - 70 миллионов, во второй - 93 миллиона, в третий - 187 миллионов, в четвертый - 347 миллионов. Через четыре года, когда должно завершиться строительство, регион начнет платить за использование средств концессионера, за содержание дороги: ежегодно - по 1,3 миллиарда, а в 2025-м - 1,5 миллиарда.
Фото с сайтов rkomi.ru и nao24.ru
Комментарии