Кто старое помянет, тому глаз вон.
А кто старое забудет, тому оба долой.
Эта старая мудрость обычно приходит мне на память, когда заходит разговор о том, надо ли сегодня обращаться к теме политических репрессий, происходивших когда-то в нашей стране. Нередко разговор этот, начинаясь обычно со случайного замечания, сделанного «в перерыве между первой и второй» или во время сдачи карт, кончается едва ли не руганью и дракой даже между близкими друзьями-товарищами, которые, собственно, и знают-то о тех временах, как правило, лишь понаслышке.
Такой накал страстей, с одной стороны, свидетельствует об очевидном интересе немалого числа людей к политической истории 20-х – 50-х годов XX века. А с другой – о том, что, споря, оппоненты, в сущности, не стремятся понять друг друга. Каждый отстаивает свою позицию, не давая себе труда вслушаться в аргументы «противной стороны», кажущейся в результате гораздо более «противной», чем есть на самом деле.
Обычные аргументы одних: «зачем ворошить прошлое», «долой очернительство»… Не менее стандартные аргументы других: «не позволим замалчивать», «не лакируйте минувшее»… Казалось бы, антагонистическое противоречие. А в реальности никакого противоречия нет, по-своему правы (и не правы) и те, и другие.
Правда, не надо «замалчивать» – но и «ворошить» прошлое не надо. Слава Богу, ушел ажиотаж конца 80-х – начала 90-х годов минувшего века, когда впервые стало возможным говорить об истории нашей страны без прикрас, откровенно выражая свои мысли. Многим (и мне в том числе) хотелось это сделать, и порой в азарте иные выражались так, что теперь и читать неловко. Вот тогда, действительно, хотелось «разворошить прошлое», и это получилось как нельзя лучше (может быть, кто-то сформулирует иначе – как нельзя хуже). Однако со временем интерес к поиску «жареных фактов» благополучно угас, их любители переключились на другую тематику (о том, кто из «великих» и «знаменитых» развелся, женился, напился…), а изучение истории политических репрессий продолжил гораздо более узкий круг людей, среди которых, кстати, не только специалисты-ученые, но и непрофессиональные историки, занимавшиеся этим по зову души.
И вот эти серьезные исследования, продолжающиеся и сегодня, представляются мне чрезвычайно важными – не менее важными, чем исследования любых других аспектов истории моей (нашей с вами) страны. Ибо как человеку очень дорог его личный опыт, помогающий принять правильное решение в трудной ситуации, так же и государству невероятно ценен исторический опыт, дающий возможность более точно выбирать направление дальнейшего развития.
Естественно, стремление во что бы то ни стало погромче крикнуть, заявить о себе, побольнее «укусить» «идеологического противника», «поминая» про репрессии при каждом удобном и неудобном случае, присущее некоторым, к сожалению, и сегодня, вызывает отторжение и ни к какому позитивному результату привести не может даже при самых благих намерениях (каковыми, как известно, вымощена дорога в ад).
Но любое серьезное исследование неполноценно без возможности сделать его результаты достоянием общественности – опубликовать, обсудить их на различных форумах (естественно, обсудить в деловой, конструктивной обстановке, без ненужной экзальтации и «охоты на ведьм»). Поэтому можно только приветствовать издание солидных трудов и проведение научных конференций по истории политических репрессий, а сомнения в их целесообразности кажутся мне, мягко говоря, надуманными.
Всуе ничего, в том числе и «старое» (в данном случае – историю репрессий), поминать не надо; а то, в конце концов, кто-нибудь не выдержит пустословия и впрямь в глаз даст. Но это не значит, что «старое», наше прошлое, включая и его трагические страницы, можно преспокойно вычеркнуть из памяти. Забыв «старое», наш опыт, в том числе и горький, мы сами себя лишим обоих глаз, зрения, возможности вглядываться в будущее и, как слепцы, будем суетливо и жалко топтаться на месте, не зная, какой идти дорогой. Ибо если слепой поведет слепого…
Комментарии