Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 1 декабря, 2010, 16:48 8827 0

Без купюр: эссе компьютерщика Фомы «Как не стать жертвой киберполиции и Большого бизнеса»

«КомиОнлайн» представляет частное мнение сыктывкарца Фомы (под таким псевдонимом он решил опубликовать свое эссе) на тему Большого бизнеса, компьютерного пиратства и менталитета людей.

Я расскажу вам, дорогие читатели, как в столице Коми киберполицейские организовали схему отработки айтишников-«злоумышленников», от которой я сам и пострадал. Оперативники зарегистрировали фейковый аккаунт «ВКонтакте» на некое лицо максимально доверительной внешности. От имени этого лица шел поиск потенциальных жертв: местонахождение - Сыктывкар, род деятельности - IT и компьютерные технологии, возраст - околостуденческий, пол - мужской. Каждому найденному приходило сообщение с просьбой «помочь настроить компьютер».

Некое число безумцев отзывалось. Далее разговор шел по телефону - назначались место и время встречи, какие программы установить на комп.

Они снимали офис, где было рабочее место и компьютер. Именно там человека брали с поличным после настройки компа и оплаты работы. После процедуры винчестер вынимался как вещдок, вместо него ставился новый чистый. Такой вот типичный развод.

Как попался я? В сети «ВКонтакте» меня ни за что бы не нашли, а нашли бы - послал куда подальше. Но моему хорошему знакомому написали подобное, и он согласился, а так как его не было в городе, он попросил выполнить эту работу меня, видимо, руководствуясь исключительно благими намерениями, сказав, что это его знакомый попросил.

Я, нисколько не сомневаясь в надежности своего знакомого и людей, с которыми он общается, позвонил человеку, который представился индивидуальным предпринимателем Сергеем, и договорился о встрече. При этом он назвал, что именно ему нужно установить на компе (Windows, MS Office, Photoshop и что-то еще по мелочи). Сказал, что готовит рабочее место для дизайнера. Ну, думаю, без проблем помогу человеку, денежку заработаю. Договорились на следующий день на 18:00. Ближе к сроку он перезвонил - попросил перенести на день, сославшись на командировку. Как я узнал впоследствии, в тот день киберполицейским попался еще один человек.

Когда я пришел на место в условленное время, меня встретил тот самый Сергей, с которым я общался по телефону. Мы еще раз обговорили, что конкретно ему нужно установить на компьютере. Тут он начал просить еще и установить Autodesk AutoCAD - дорогущую программу - под 150 тысяч рублей, если покупать лицензионную. Тут бы мне заподозрить неладное, но бдительность моя была усыплена верой в доброту человеков.

В тот момент я на полном серьезе подумал о тяжелой судьбе мелкого бизнеса: сколько ПО надо покупать, если делать все по так называемому закону?.. Пожалев, я согласился - и так же серьезно предупредил этого Сергея, что все ПО, которое я ему поставлю на комп, пиратское, и ему следует опасаться проверок отдела «К».

Забавно, да? Мне тоже было тогда смешно. Мне бы заподозрить неладное по реакции Сергея: он странно свернул с темы и посмотрел в пол. Но опять вера в людей сделала свое черное дело. После согласования списка программ - тут бы тоже задаться вопросом: откуда такой формализм именно к названиям программ, а не к задачам ими выполняемым, как обычно мыслит рядовой пользователь, - он оставил меня работать.

Через три часа я закончил, получил от Сергея деньги за работу, собрался идти домой. Дверь была заперта. Подошел Сергей и представился оперативником, показав удостоверение. Подошли еще два сотрудника и два понятых, меня отвели на «место преступления».

Сказать, что я был в шоке, ничего не сказать, лишь потом пришла злость на себя за глупость и доверчивость, но самой первой реакцией был шок от обмана, причем такого подлого. С детства терпеть не мог мошенников и прочих негодяев, играющих на чувствах и доверии людей. Короче, то, как со мной поступили, считал и считаю верхом негодяйства.

В последующей беседе там же, на месте, я, как можно красочнее расписывая прогнившую систему, обратил внимание на то, насколько бесполезным делом занимаются милиционеры, в то время как настоящие преступники ходят по городу. Говорил я все это, не особо стесняясь в выражениях. Все мои слова заносили в протокол. Кстати, права мне не зачитали, как это в фильмах делается, не знаю, должны ли были или нет, позвонить тоже не дали. Дали какую то бумажку, которую пришлось подписать - это была явка с повинной. «Я сознательно со злым корыстным умыслом сбыл заранее подготовленное нелицензионное ПО, великий злодей современности просто», - гласила она.

Меня отпустили, сказав при этом прийти на следующий день и дать показания. В тот же вечер я связался со знакомым адвокатом, у которого был подобный опыт. Он посоветовал отказаться от дачи показаний против себя (есть такая статья в Конституции). Я воспользовался этой возможностью.

За мою «несговорчивость» сотрудники со всем формализмом посчитали всю стоимость программ на изъятом диске - хранение нелегального ПО - вышел особо крупный размер - статья 146 ч3 пункт в, а это уже сроки большие и мегаштраф. Но благодаря адвокату, все обошлось мне в год условной судимости, 6 тысяч рублей штрафа и расходы на адвоката 15тысяч рублей. 

На суде были представитель корпорации Microsoft, который сделал заявление, что претензий не предъявляет, оно и понятно: если бы еще они на всех иски подавали, продажи бы упали.

В конце я пожалел, что я не Бэтмен с лазерами из глаз.

*   *   *

Современное уголовное право и популяризаторы соблюдения авторских прав приравнивают незаконное использование ПО к воровству. Надо полагать, этим они пытаются оправдать драконовские законы в отношении нарушителей, а также выставить их в глазах общественности негодяями. Цель очевидна: не допустить снижения мегапродаж и мегаприбылей. Ведь что такое воровство? Это когда кто-то у кого-то отнимает вещь, и бывший обладатель перестает ей обладать, а тот, кто украл, наоборот, становится обладателем: вещь как была одна, так и осталась, просто перешла от одного к другому. В случае же нелегитимного использования программного обеспечения его производитель может даже не заметить «потери» в силу особенностей ПО и информации вообще - ее можно копировать, сколько угодно раз и в каких угодно количествах, без ущерба для оригинала. Эти достаточно простые и логичные вещи пытаются скрыть с помощью пропаганды, насилия и насаждения штампов. «Копирасты» (сторонники легального ПО) говорят о так называемой «недополученной прибыли» - мол, это деньги, которые они теоретически могли бы получить, если бы пользователи купили их лицензии. Но дело в том, что они не купили бы их вовсе. Поясню на примере.

Жил-был некий человек, скажем, купец. Вырыл он колодец, ему самому нужно воды от силы ведро в день. Воды по идее хватит на всех в деревне, еще и останется, но он жаден и не желает делиться с соседями бесплатно, всем говорит: «Я сам выкопал этот колодец - вот и делаю, что хочу». Никто у него не покупает воду, так как он просит очень большую цену, поэтому все ходят на речку, пусть она и далеко. Воду его покупают всего два самых богатых соседа, которым лень ходить на речку. Нет, конечно, другие тоже бы могли покупать воду и за такую цену, но тогда не хватит денег на еду или одежду, да и вода пусть и немного лучше, чем с реки, но тоже не кристально чистая - в воде из колодца из-за ее застойности оказалось много микробов. Те два богача теперь покупают у купца еще и уголь для фильтрации. А остальной народ ходит на речку.

Тут один хитрец незаметно провел трубу в колодец и со своего участка начал разливать всем желающим колодезную воду. Купец ничего не заметил, так как вода наполнялась едва ли не быстрее, чем ее использовали, хоть в сто труб качай. Но зато он заметил, что люди перестали ходить к речке, и скоро понял, что его обманули. Отрезав трубу, он сказал, что все, кто пил воду у хитреца, негодяи, а на самого хитреца натравил участкового. Народ опять начал ходить на речку, но один человек, распробовав воды из колодца, решил: буду работать на двух работах, жить впроголодь, но за два километра на речку за водой больше не пойду. Купец смекнул, что в принципе народ может платить ему те деньги, которые он просит, стоит только лишь принять меры. Купец начал пропаганду. Он сказал, что на речку ходят негодяи, потому что через лес, а в лесу честным людям делать нечего. Хитрецы это воры, изгои общества, приобщаясь к их делу, вы становитесь такими же. Он в итоге замутил речку, попытался засыпать маленький колодец, который вырыли на окраине деревни всем скопом, заплатил старостам деревни, чтоб они приняли закон «О колодцах».

Дальше начался полный хаос. Все началось с того, что в деревню приехал ученый из столицы и сделал открытие: если в ведро воды из речки добавить каплю воды из колодца купца, она вся становится словно из колодца. Ученого сожгли на столбе, как колдуна. А купец изменил правила продажи воды: если ты делишься купленной водой, ты становишься соучастником ужасного преступления. Купец содержал целый штат участковых, которые помогали ловить хитрецов и наказывать их. Прибыль росла, но все остальное как-то не очень, скорее падало. Люди перестали ходить на речку, стали физически неразвитыми, а потом еще и отощали, потому что жили впроголодь, так как все их заработки уходили на оплату воды.

Мораль сей басни такова: можно ли считать так называемую «недополученную прибыль» оправданием действий корпораций? Нет, потому что корпорации-производители ПО изначально выбрали неверную стратегию, чуждую человеку, поэтому и выдумывают всякие фиктивные термины и понятия, применяя насилие и пропаганду. Конечно, если отталкиваться от количества заработанных корпорацией денег, тут все нормально, стратегия верна. Но разве мы измеряем правильность действий количеством денег? Разве этому нас учат в садике? Нет!

Какова же альтернатива, спросят меня пристыженные корпорации? Маленькие производители ПО, не имея армий приставов, юристов, выпускают программы по принципу donationware, особо не рассчитывая на благодарность пользователей, выраженную в деньгах. Как ни странно, подобные проекты достаточно успешны. Например, та же Википедия собирает по 8 миллионов долларов в год только от рядовых пользователей. Реклама (с возможностью отключения) в программах и продуктах также является решением – в пример можно привести Google, Mozilla, Ubuntu. Вообще вывод такой: воды в решете не унесешь, а свято место пусто не бывает. И если фирма не может приспособиться к условиям рынка, не выходя за рамки рыночных законов, то дело в производителе, а потребитель не должен страдать. И напоследок небольшой призыв: создайте условия, которые бы устроили всех, насилие - не выход.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама