О детских садах сейчас принято писать все больше с негативом. О нехватке мест, о спекуляциях заведующих и поборах. И подчас мы начинаем забывать, что рассказывать о жизни детского дошкольного учреждения можно и с положительной стороны. О том, кто воспитывает наших детей, о том, чему учат дошколят, о победах, в конце концов.
Недавно детский сад №111 Сыктывкара выиграл в конкурсе «Лучшие товары и услуги республики Коми 2010». Это дошкольное учреждение, расположенное в микрорайоне Орбита, можно назвать уникальным. Детский сад был открыт в ноябре 1987 года, а в 2002 году получил статус центра развития ребенка. Со дня открытия детсадом заведует Светлана Климова, которая и рассказала в интервью «КомиОнлайну» об учреждении.
Светлана Михайловна, недавно ваш садик стал победителем республиканского конкурса. Поделитесь впечатлениями. За счет чего удалось выиграть?
В таком конкурсе мы участвовали впервые, но вообще участие в различных конкурсах для нашего садика привычная практика. В 2007 году мы заняли первое место в республиканском конкурсе «Лучший детский сад года». Не раз мы выигрывали в подобных смотрах муниципального уровня. В 2008 году садик был внесен в реестр «Всероссийской Книги Почета». Обычно образовательные учреждения, участвуя в подобных конкурсах, стараются представить какое-то одно узкое направление. Мы же заявили все спектры наших образовательных услуг.
О каких именно направлениях идет речь?
С 2002 года детскому саду присвоен статус центра развития ребенка, что предполагает развитие двух и более приоритетных направлений программы детского развития. Существует общеобразовательная программа «Детство», которая реализуется во многих детских садах. В нашем случае основная комплексная программа дополнена парциальными программами по нескольким направления. У нас таких направлений - четыре: физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. По всем этим направлениям мы развиваем детей углубленно. Для этого созданы специальные условия: бассейн, оборудованный физкультурный зал, экологический кабинет и многое другое. Кроме этого эти программы подразумевают наличие в штате детского сада дополнительных специалистов. И они у нас есть: логопед, инструктор по плаванию, преподаватель по изобразительному искусству. Также нужно отметить, что реализация программ ведется с учетом национально-регионального компонента. В образовательной деятельности ДОУ используются духовно-нравственный и культурный потенциал города, микрорайона, ближайшего окружения. Воспитание детей основывается на традициях русской и коми культур. В саду имеется мини-музей «Коми изба», периодически организуются выставки «Искусство Коми народа». Кроме того с 1990-х годов сад был базовым учреждением по интеллектуальному направлению развития детей. А в 2006 году стал опорной площадкой Института развития образования по инновационному проекту «Реализация концепции индивидуализации в условиях ДОУ». Инновации в дошкольном образовании – это то, чем мы занимаемся на практике постоянно.
Наверняка, подобные «вложения» в детей дают быстрые результаты. Чем могут похвастаться ваши воспитанники?
Результатом воспитательно-образовательной работы в ДОУ является успешное участие воспитанников в городских и республиканских конкурсах. И если в 2004-2005 годах у нас участвовало около 40 детей, то в 2008-009 – уже почти 100 детей. Одинаково активно дети принимают участие в спортивных соревнованиях и в интеллектуальных конкурсах, в конкурсах детских рисунков и театрального творчества, конкурсах чтецов и экологической олимпиаде. Кроме того, внутри детского сада также проводится множество конкурсов, многие из них проводятся для участия семей. Такие конкурсы объединяют детский сад и семью, способствуют развитию воображения и творческих особенностей ребенка. А родители чувствуют себя полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В 2009 году был изменен тип детского сада, учреждение стало автономным. Что изменилось?
Обычно для родителей переход на «автономку» означает только одно – повышение оплаты за детский сад. Но нужно понимать, что средства, которые мы получаем в виде родительской платы, идут, прежде всего, на организацию условий для детей. В новом режиме мы проработали всего один финансовый год, и, скорее всего, каждый ощутить изменения еще не успел. Но отдельными фрагментами это можно почувствовать. Мы переоборудовали новой сантехникой четыре группы, заменили сантехнику в туалетных комнатах, провели ремонт помещений, приобрели новые кровати. Заметно преобразились уличные площадки детсада. Появилось множество цветов. Мы добавили горки, малые формы на площадки, домики, беседки. Построили две новые веранды. Все это было сделано на средства, которых могло бы и не быть, если бы мы не были автономным учреждением. У нас есть план хозяйственной деятельности, который мы согласовали с наблюдательным комитетом детского сада. Постепенно мы будем приводит в порядок и улучшать условия на спортивной площадке, в других группах детского сада.
Родители довольны работой детского сада?
Более 85 процентов родителей отмечают высокий уровень удовлетворенности работой детского сада, около 15 процентов – средний, низкого нет.
Не могу не задать вопрос, который сейчас мучает многих жителей города, у которых есть маленькие дети. Как вы оцениваете ситуацию с местами в детских садах?
Это большая проблема и для нас, для руководителей. Телефон раскален, звонки от родителей идут постоянно. Вот приходит родитель, и спрашивает: «А как мне быть?» Я их по-человечески понимаю. Тут же вопрос иногда вообще о жизни, о заработке для семьи идет. Мы стараемся помогать семьям. Отчасти снимаем напряжение тем, что переуплотняем группы. Переуплотненность — это, конечно, неправильно. Хочешь не хочешь, но она возникает. Норма детей, например, в ясельной группе – 15 человек, в дошкольной – 20. У нас, конечно же, детей больше. Но если мы не будем их принимать, куда их девать? Ситуация усложняется тем, что сегодня в группы идет очень много льготников. Это дети, которых мы обязаны принять, в основном к этим категориям относятся силовые структуры: МВД, прокуратура, МЧС. Раньше были ведомственные садики. Но то же министерство внутренних дел два садика в городе передали муниципалитету, а на базе третьего разместили одно из своих подразделений.
Как же все-таки можно попасть в ваш садик? Насколько нам известно, у автономных учреждений есть право самим вести прием детей в детсад.
Да, у нас есть такое право. Но это не значит, что мы берем только тех, кого хотим. Управлением образования разработан порядок приема детей. Мы принимаем по очереди. В год обращается около 300 человек. Ведется книга учета, сюда я записываю всех, кто к нам обращается. Список расписан чуть ли не на два года вперед, Поэтому внести в свою книгу я могу, но дать гарантию, что ребенок попадет на следующий год, не в моих силах.
Фото Евгении Габовой
Комментарии