Россия начала переход к электронному правительству еще десятилетие назад, но только в последние пару лет действительно что-то стало меняться. И Коми в этом процессе занимает отнюдь не последнее место. Об электронных чиновниках и госуслугах в интервью «КомиОнлайну» рассказал директор «Центра информационных технологий» Сергей Писарев.
Насколько известно, «Центр информационных технологий» в Коми существует уже два десятилетия. Что это за организация?
Да, ЦИТу в следующем году исполнится 25 лет. Но в том виде, в каком он действует сейчас, ему ровно год. В августе 2010 была принята программа информатизации республики, чуть раньше, в мае, ЦИТ постановлением администрации главы и правительства Коми был определен оператором электронного правительства. В этой связи в октябре прошлого года ЦИТ был преобразован в автономное учреждение, у него появились новые функции и задачи.
ЦИТ с этого года является и научной организацией. Работа ведется по двум основным направлениям. Во-первых, это моделирование социально-экономических процессов с использованием современных методик и технологий - таких, как системная динамика и когнитивное моделирование. Второе – это анализ сложных комплексных социально-технических сетей, где немаловажную роль отводится пониманию социального взаимодействия людей, выявлению социальных рисков, психологии. Все эти наработки, можно будет использовать как при планировании развития районов и республики в целом, так и во время чрезвычайных ситуаций.
После всех преобразований в чем теперь заключается деятельность ЦИТа, какие задачи перед ним поставлены?
Главная наша задача – это централизовать и систематизировать всю деятельность органов государственной власти в сфере IT-технологий. Мы обеспечиваем всем республиканским министерствам и ведомствам доступ в Интернет, внедряем и сопровождаем информационные системы, ведомственные программы, выполняем строительство «под ключ» локальных сетей и организацию рабочих мест, приобретаем и обслуживаем оргтехнику и многое другое. В Сыктывкаре все органы власти республиканского уровня уже включены в единую сеть. Сегодня мы продолжаем строительство единой сети передачи данных, которая охватит всю Республику Коми. Уже в этом году будет завершен первый этап этого масштабного проекта – в общую сеть будут связаны все 20 муниципалитетов, после чего мы пойдем вглубь – на уровень поселений. С этой же целью мы сейчас завершаем строительство первого в республике центра обработки данных (ЦОД), который обеспечит эффективную информационно-аналитическую поддержку для решения ряда государственных задач. Запуск ЦОДа в промышленную эксплуатацию планируется в ноябре текущего года.
Если описать ваши функции, то они больше управленческие, технические или контрольные?
Тут надо говорить о совокупности. Правда контрольных функций у нас нет – наоборот, нашу работу контролирует управление информационных технологий при администрации главы и правительства Коми, которое является для нас своего рода службой заказчика. Мы выполняем и технические, и оперативные управленческие функции. Сегодня у нас в работе около 50 проектов, каждый из которых находится на разной стадии реализации: одни – на стадии инициации, другие – в разработке, третьи уже внедряются, четвертые совершенствуются.
А что уже сделано к данному моменту?
Практически завершен проект по внедрению электронного документооборота в органах государственной власти, идет так называемая раскатка – тиражирование системы во всех организациях. Полностью эта работа должна быть завершена к 1 января 2012 года, но мы график опережаем.
В ноябре состоится эмиссия пилотной партии универсальных электронных карт, которые заменят многие документы гражданам. Мы упорно шли к этому проекту, и оказались в числе семи регионов, где этот проект стартует раньше, чем по всей России.
Выполнено множество ведомственных проектов: например, мы занимались автоматизацией работы в архивном агентстве, внедряли информационные системы в министерстве финансов, был реализован проект по внедрению геосервиса «Пожары-2011», разработанного для своевременного выявления лесных пожаров.
В рамках госзадания мы осуществляем перевод услуг в электронный вид, запущен портал госуслуг, где на сегодняшний день полностью в электронном виде предоставляются 29 государственных и муниципальных услуг, к концу года их станет уже 36.
С 1 сентября начал работу Центр телефонного обслуживания граждан по предоставлению госуслуг. По единому бесплатному номеру 8-800-200-8212 любой житель республики может получить информацию о деятельности того или иного органа власти, о его функциях и услугах, уточнить порядок и форму подачи документов, сроки исполнения.
То есть по телефону можно получить информацию, которая есть на портале госуслуг?
Да, но ЦТО будет незаменим, если, например, у гражданина нет возможности выйти в Интернет, или доступ будет затруднен, если он чего-то не понял на сайте и ему нужны пояснения. Кроме того, его могут переадресовать к конкретному специалисту в министерство для решения сложного или специфического вопроса. Если же информация не может быть предоставлена в момент звонка, то будут записаны контактные данные и после получения ответа человеку перезвонят.
А что дальше, чем будет заниматься ЦИТ в 2012-2013 годы?
Мы действуем в рамках концепции информатизации, которая расписана на несколько лет вперед. Работы много и есть проекты практически по каждой сфере – в области культуры, образования, медицины. Кроме того, мы должны решить проблему цифрового неравенства – стоит задача максимально расширить телекоммуникационную сеть и наполнить ее всеми современными IT-сервисами. Для решения этой задачи нами получены все операторские лицензии
Как министерства реагируют на новшества в работе и внедрение новых технологий?
Изменения в любой устоявшейся системе всегда будут встречать сопротивление. Это закон природы, свойство сложных систем. И вопрос даже не в преодолении этого сопротивления, а во включении людей в меняющуюся среду. Необходимо обучить специалистов, показать пользователям возможности новых технологий, дать почувствовать удобство новой среды. Поэтому мы проводим интенсивное обучение, консультируем специалистов, оказываем им всю возможную поддержку.
Об электронном правительстве говорят последнее десятилетие, но только в последний год стали что-то делать. Почему именно сейчас?
В первую очередь это идеи Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. За последние годы мы несколько отстали от многих регионов страны и нужно срочно этот разрыв сокращать, даже скажу больше – надо выходить в лидеры. За прошедший год для этого было сделано многое, и были достигнуты определенные результаты. Возможно, о лидерстве говорить пока рано, но в общем рейтинге по уровню внедрения электронного правительства Коми поднялась за год с 59 на 24 место. А по Северо-Западу мы входим в первую тройку.
Что даст электронное правительство конкретному человеку?
Наша работа нацелена на то, чтобы упростить взаимоотношения государства и гражданина, чтобы в конечном итоге любой гражданин мог максимально быстро, эффективно и удобно получить информацию либо услугу, не выходя из дома или офиса.
Хватит ли сил сделать все задуманное?
За очень короткий промежуток времени было сделано достаточно много. Серьезных успехов мы уже достигли, но не собираемся сбавлять темпов.
Давайте помечтаем: электронное правительство внедрено везде и на все 100 процентов. Можете представить себя в таком мире?
Качественно изменятся взаимоотношения между гражданином и властью. Человек избавится от необходимости непосредственного визита в государственную организацию, стояний в очередях, в непосредственном контакте с чиновником. При этом, процесс оказания государственных услуг станет более прозрачным. В режиме онлайн можно будет подать заявление или запрос, отследить процесс его обработки и также онлайн получить результат оказания услуги.
Можно будет выйти в Интернет с любой точки Коми и получить информацию о том, что происходит в республике, важное для гражданина. Можно будет дистанционно учиться, дистанционно работать, что может быть спасением для сельских населенных пунктов и моногородов.
В конце октября ЦИТ будет участвовать в выставке SofTool. Что будете на ней представлять?
Конечно же, первым делом мы представим наш портал государственных услуг, который мы развиваем совместно с Ростелекомом. Заложенный в него принцип отличается от стандартного решения для регионов, возможно даже, наши разработки в будущем будут растиражированы в другие субъекты. Портал госуслуг является ключевым элементом электронного правительства, он наиболее понятен и интересен гражданам. Кроме того, мы покажем нашу систему электронного документооборота, наш уникальный Центр обработки данных. ЦИТ будет единственной организацией, кто будет представлять Коми на выставке, возглавит делегацию руководитель администрации Главы и Правительства региона Лилия Опарина.
Комментарии