Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вторник, 4 Декабрь 2012, 11:04 1656 0

Сергей Козлов: «Интересы безработных и работодателей зачастую не совпадают»

В 2013 году в Коми начнет действовать новая государственная программа «Содействие занятости населения». О новых подходах в интервью газете «Республика» рассказал руководитель управления Коми по занятости населения Сергей Козлов.

В чем специфические отличия этой программы от тех, которые действовали в 2009-2012 годы?

Поскольку прежние программы принимались в непростые в экономическом отношении годы, они прежде всего были направлены на стабилизацию обстановки в сфере занятости. В годы кризиса приходилось работать на опережение, вести строгий учет предприятий, находящихся под риском банкротства или массовых сокращений. Рабочих этих предприятий приходилось срочно переучивать и подыскивать им работу по новым специальностям. В общем, то, что республика достойно пережила период экономического кризиса и мягко вышла из него, во многом заслуга антикризисных программ. Сегодня, когда ситуация стала стабильной и прогнозируемой и вопросы занятости стоят уже не так остро, новая программа ставит во главу угла поддержку незащищенных групп населения. В первую очередь это, конечно, сельское население, потому что на селе наиболее сложная обстановка с трудоустройством, в отличие от Сыктывкара, Ухты, Усинска, где низкий уровень безработицы.

Следующий приоритет – это люди с ограниченными физическими возможностями, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, выпускники учреждений профессионального образования, которые после получения специальности зачастую не могут трудоустроиться. Всего программой предусмотрено 15 направлений, на их реализацию республика выделяет чуть более 57 миллионов рублей. Субвенции из федерального бюджета, которые будут направлены на пособия по безработице, стипендии в период обучения безработных от центра занятости и досрочные пенсии составят 386 миллионов рублей.

 Мы рассчитываем, что результатом реализации этой программы будет снижение как регистрируемой, так и общей безработицы. Уже сегодня тенденция складывается в сторону снижения. Если в начале года показатель регистрируемой безработицы в республике составлял 2 процента, то с лета этого года он не превышал 1,4-1,5 процента. Общая безработица на начало года составляла 7,5 процента, сейчас она 6,5 процента. Но те положительные сдвиги в экономике, стабильно работающие предприятия и реализуемые проекты позволяют надеяться на то, что ситуация и дальше будет улучшаться.

В следующем году средства на помощь в трудоустройстве инвалидов и незащищенных групп населения будут увеличены. Но даже при существующем объеме выделяемых средств это направление работы реализуется трудно. Сотрудникам центров занятости приходится буквально искать желающих поучаствовать в этой программе. Каким образом планируется осваивать эти средства?

Мы подготовили проект региональной программы содействия занятости инвалидов. Я надеюсь, что эта программа будет утверждена правительством, и мы будем участвовать в софинансировании с федеральной программой. Предусматривается выделение республике 4,9 миллиона рублей, кроме того, 870 тысяч рублей планируется выделить из бюджета республики. В следующем году мы будем обязаны создать 80 рабочих мест для инвалидов. Стоимость одного рабочего места увеличится на 22,5 тысячи рублей и составит 72,5 тысячи. При благоприятных обстоятельствах мы могли бы даже увеличить количество рабочих мест. Это увеличение позволит эффективнее оснастить рабочие места.

Я не скажу, что работодатели отказываются создавать рабочие места для инвалидов. При определенных условиях и договоренностях они охотно идут навстречу. Так что в этом отношении я проблем не вижу. А вот в поиске людей проблема действительно существует. Несмотря на то, что к нам ежегодно обращается более двух тысяч человек с ограниченными возможностями, их не всегда устраивает то, что им предлагают. Думаю, что нужно просто усилить индивидуальную работу, больше учитывать интересы и пожелания самих людей, привлекать к сотрудничеству общественные организации инвалидов.

В одной из подпрограмм предусмотрена работа по регулированию процессов трудовой миграции. Как это будет выглядеть на практике?

Население республики большей частью придерживается оседлого образа жизни. Если взять, к примеру, 1950-1970-е годы, многие приезжали в Коми только потому, что здесь можно было хорошо заработать, несмотря ни на какие условия. Ради этого люди готовы были терпеть и временные неудобства. А сегодня народ крайне тяжело решается на переезд в другое место. В особенности это характерно для жителей сельских районов. По данным исследований, из общего числа безработных только 5 процентов сегодня готовы работать вахтовым методом. А вакансий для работы вахтовым методом сегодня более чем достаточно. Так, 38 процентов вакансий Усинска – это работа вахтовым методом. В Воркуте строится газопровод, и рабочие руки требуются в большом количестве – на начало ноября доля вакансий по работе вахтовым методом по отношению к общему числу заявленных вакансий составила 34 процента.

К смене жительства готов только 1 процент безработных. И то при условии, что на новом месте их обеспечат жильем. Именно поэтому в республике достаточно широко используется труд мигрантов. Это прежде всего жители поволжских республик и иностранная рабочая сила. В этом году для иностранных рабочих выделено около 4 тысяч рабочих мест. В 2013 году эта цифра увеличится до 4,5 тысячи. По России показатель привлечения иностранцев равен 2,3 процента, и нас иногда упрекают: вы своих не можете обеспечить работой, а иностранцев привлекаете. Это несправедливый упрек. Потому что в процентном отношении число трудовых мигрантов у нас составляет 0,8 процента от численности экономически активного населения республики, и для наших безработных они сегодня конкуренции не представляют.

Что же касается внутренней трудовой миграции, то в республике ее практически нет. Переселенцы из районов Крайнего Севера выезжают в южные районы республики практически в пенсионном возрасте и на новом месте уже не работают. Желающих поехать жить в ту же Воркуту на строительство газопровода тоже пока нет. Но я надеюсь, что активно заработают проекты «Северстали» и Липецкого металлургического комбината по строительству двух шахт, и в дальнейшем это потребует порядка четырех тысяч рабочих рук. За счет самих воркутинцев эти проекты реализовать нереально, поэтому людей все равно придется привлекать. К сожалению, ожидать массового энтузиазма, как это было в годы активного социалистического строительства, не приходится. И хотя это неплохой шанс для жителей глубинки, по большей части люди все равно предпочитают сидеть в деревне и ждать, когда им снова построят «колхоз», либо уезжают в Сыктывкар и другие города, где работают за гораздо меньшие зарплаты, львиную долю которых отдают за съемную квартиру.

Кстати, что касается жителей глубинки: какие мероприятия предусматривает новая программа для улучшения ситуации с их трудоустройством?

Я уже сказал, что в числе приоритетных групп населения будут и сельские жители. Причины понятны: из сельских районов более-менее благополучны в плане трудоустройства только Усть-Вымский и Княжпогостский районы, где есть достаточно крупные производства. Остальные, особенно Ижемский, Усть-Цилемский, Троицко-Печорский районы, – депрессивные в плане занятости. На мой взгляд, одной из возможностей для трудовой занятости является организация собственного дела в различных сферах – растениеводстве, животноводстве, сфере бытовых услуг, торговле. В рамках антикризисной программы, которая предусматривала поддержку самозанятости, сельским жителям было предоставлено более 1500 субсидий на открытие своего дела. В этом году мы хоть и в меньших объемах, но сохранили это направление для села. Так, 58 человек уже получили эту поддержку. Кроме того, три человека из Корткеросского района стали участниками инновационного проекта по созданию фермерских хозяйств и получили субсидии от ЦЗН, гранты минэкономразвития и комплекты сельхозтехники, в будущем году ими будут созданы рабочие места для односельчан.

Следующее направление поддержки сельских безработных – организация общественных работ. Это хоть и небольшая, но все же поддержка. Отмечу, что кроме республиканской программы в каждом муниципалитете будет своя программа содействия занятости.

Сегодня число вакансий значительно превышает число безработных. Какие специальности более всего востребованы?

На протяжении этого года мы набрали около 80 тысяч вакансий. На данный момент в базе 13,5 тысячи. И 80 процентов из них – рабочие профессии, а 20 процентов – вакансии специалистов. На каждого зарегистрированного безработного приходится в среднем по республике по две вакансии. Найти работу может каждый, особенно в городах. Было бы желание. Одна из главных причин невостребованности вакансий – несоответствие предложений работодателей и желаний соискателей. Безработный, как правило, хочет зарплату побольше, а работу полегче. А работодателя в первую очередь интересуют высококвалифицированные рабочие. Для них он готов и оплату повысить. Думаю, тут надо пересматривать подходы. Уровень зарплаты у нас определяется размером прожиточного минимума. Зарплата в 9-10 тысяч хоть и выше прожиточного минимума, но по нынешним меркам ничтожно мала. Поэтому ничего удивительного нет в том, что люди зачастую предпочитают стоять на учете по безработице, получать тысячу рублей пособия и субсидии на оплату коммунальных услуг и при этом заниматься подсобным хозяйством, чем работать за копейки. На мой взгляд, работодатели все-таки должны пересматривать подходы к оплате труда: даже неквалифицированный труд не должен оцениваться так низко.

Именно по этой самой причине у нас и получается, что работы достаточно, а работать люди не хотят. К примеру, сегодня у нас на учете стоят 838 квалифицированных рабочих промышленных предприятий, а заявленная потребность в этих квалифицированных профессиях в 5,3 раза больше. Работников сферы обслуживания, торговли, ЖКХ на учете по безработице состоит 829, а вакансий для них в 2,3 раза больше. Специалистов среднего уровня квалификации на учете – 453 человека, а вакансий для них почти в 3 раза больше. Специалистов высшего уровня квалификации на учете –428, а вакансий – в 3,3 раза больше. Сегодня у нас на учете состоят 500 представителей руководящего звена, а вакансий для руководителей – 795.

Одним словом, при желании любой зарегистрированный может найти работу. Если кому-то не хватает квалификации, мы можем направить на обучение – такую услугу мы предоставляем. Если работа недостаточно оплачиваема, может, стоит пересмотреть взгляды и согласиться на вахтовый метод работы. Ну что же делать, если не всегда получается заработать на обжитом месте?

Что касается моего мнения, я бы призвал безработных пересмотреть свои взгляды на имеющиеся вакансии, а работодателей – пересмотреть подходы к оплате труда.

Безработный, как правило, хочет зарплату побольше, а работу полегче. А работодателя в первую очередь интересуют высококвалифицированные рабочие. Для них он готов и оплату повысить. Думаю, тут надо пересматривать подходы. Уровень зарплаты у нас определяется размером прожиточного минимума. Зарплата в 9-10 тысяч хоть и выше прожиточного минимума, но по нынешним меркам ничтожно мала.

На мой взгляд, работодатели все-таки должны пересматривать подходы к оплате труда: даже неквалифицированный труд не должен оцениваться так низко.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Реклама