Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 4 марта, 2014, 14:12 2652 1

Директор Коми филиала «ТГК-9» Артем Голобоков: «Пустующие квартиры Воркуты — ее «тепловое проклятье»

Расскажите, что планировалось сделать в рамках проекта «Энергоэффективный город»?

Суть проекта заключалась в том, чтобы с одной стороны модернизировать объекты «большой энергетики», а с другой - привести всю городскую систему энергетики и ЖКХ, достаточно избыточную и морально устаревшую, к современным реалиям. В ходе реализации проекта предполагается повысить эффективность всей системы, от генерации до потребителя, а в конечном итоге – снизить финансовую нагрузку на всех участников, занятых в процесс производства и транспорта тепла, а также потребителей за счет стабилизации тарифов. Для достижения этих целей нужно переформатировать всю цепочку: производство (генерация) ресурса – транспорт - распределение – потребление, а также городской комплекс водоснабжения и водоотведения. Соответственно этому были распределены зоны ответственности: производители отвечают за модернизацию источников теплоснабжения и строительство крупных переточных связей, теплосетевая компания - за модернизацию системы распределения тепла, мэрия – за решение проблем пустующего и ветхого жилья.

Какое участие вы должны были принять?

«КЭС Холдинг» в лице Коми филиала ОАО «ТГК-9» отводилась роль реализатора самого масштабного мероприятия программы – проекта «Оптимизация и повышение надежности теплоснабжения Воркуты». Он подразумевает перевод нагрузок ЦВК на ТЭЦ-2, что в конечном счете позволило бы отказаться от использования в топливном цикле дорогостоящего мазута, являющегося основным и единственным видом топлива для центральной водогрейной котельной. Для этого в рамках проекта планировалось построить две крупных тепломагистрали общей протяженностью 19,5 километра, которые связали бы систему теплоснабжения, подключенную к ЦВК, с обеими электростанциями.

Что уже сделано?

Закончен один из самых объемных разделов реализации проектной документации. Получено положительное заключение государственной экспертизы. Стоимость проведенных работ из-за сложности проекта - десятки миллионов рублей.

Следующий этап – актуализация проектных решений и получение финансирования под их выполнение. Проектная работа для нас стала поводом тщательно проанализировать все направления собственной производственной деятельности, чтобы найти резервы для оптимизации не только существующих издержек, но и проектных решений, которые должны быть увязаны в комплекс технологических и технических мероприятий.

К примеру, состав работающего оборудования на генерирующих предприятиях в отопительный и межотопительный периоды должен формироваться таким образом, чтобы удельный расход топлива при каждом режиме был минимальным, а структура топлива в цикле производства складывалась в пользу более дешевого. Также уже фактически просчитан режим разделения параметров систем магистрального и распределительного транспорта, который даст существенную экономию ресурсов, используемых на покрытие тепловых потерь, и объема электрической энергии, потребляемой в процессе транспорта тепла.

Отмечу, что часть решений уже реализована: раньше для цикла водоснабжения ВТЭЦ-2 использовала воду из Усинского водозабора, а в марте 2012-го перешла на более дешевую воркутинскую. С целью оптимизации по магистрали «Запад» электростанции ТЭЦ-2 разработана схема работы теплосети в двух режимах. С мая по октябрь повысительная насосная станция работает без включения сетевых насосов. Это позволяет значительно снизить расходы на покупную электрическую энергию и затраты на ремонт оборудования. И таких «локальных» примеров – множество.

Но ощутили ли эти изменения жители Воркуты?

Вся эта работа сопровождалась поэтапным снижением тарифа. С 2009 по 2012 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую нашими генерирующими предприятиями воркутинским потребителям, снизился в общей сложности на 12 процентов.

Однако надо понимать, что основным нашим потребителем в Воркуте является оптовый покупатель-перепродавец ООО «Тепловые сети Воркуты». Население оплачивает тепловую энергию по тарифам, устанавливаемым для этой организации, при этом основной их рост происходит не за счет увеличения себестоимости работы тепловой компании, а за счет снижения объемов транспортируемого (распределяемого) тепла и за счет увеличивающейся доли так называемых коммерческих потерь. Последняя составляющая является «тепловым проклятьем» города и обусловлена наличием беспрецедентного объема пустующих квартир в жилых домах. Зачастую объем таких потерь превышает реальную потребность в коммунальных услугах отопления и горячего водоснабжения. Поэтому программа переселения, за которую отвечают органы местного самоуправления, является колоссальным ресурсом эффективности и, к сожалению, не находится в поле ответственности энергетических и тепловых компаний.

При этом не самая затратная часть проекта, но абсолютно необходимая – это реконструкция теплоиспользующих установок в многоквартирных домах. Иными словами, в качестве окончания всего проекта будет рассматриваться вывод из эксплуатации всех жилых домов и даже целых поселков, подлежащих расселению, ликвидация сетей, «генерирующих потери», и обеспечение многоквартирных домов, остающихся в эксплуатации, установками, позволяющими осуществлять погодное регулирование, с переводом на закрытый водоразбор.

По первым прогнозам экономический эффект от проекта должен был составить 450 миллионов рублей в год и окупиться за 10 лет. Столь ли эффективным он оказался?

Экономический эффект изначально прогнозировался на уровне 228 миллионов рублей в год. Срок окупаемости действительно определялся на уровне 10 лет. Однако современные реалии говорят о том, что большая часть проекта должна быть реализована с привлечением заемных средств через кредитные институты. Это и явилось основанием для модернизации всего проекта. Здесь следует отметить, что ранее в основу финансирования закладывались средства государственной поддержки, которые не были получены. Поэтому сейчас проводится доработка проекта - его разделение на эффективную (окупаемую) и не окупаемую части. Эта процедура позволит определить состав комплексного финансирования. Иными словами - какие средства и куда будут привлечены на рыночной основе, а какие должны быть заявлены как бюджетные источники.

Но проект обещал поддержать президент России Дмитрий Медведев.

Про поддержку я уже сказал. Она просто необходима, однако при этом проект должен быть в первую очередь эффективным. Поэтому основной объем государственной поддержки необходимо использовать по «внутренним мероприятиям». Как я сказал ранее, достаточно большой эффект будет получен при реконструкции систем теплоснабжения жилых домов и по мероприятиям, которые позволят просто исключить абсолютно неэффективные объекты - расселенные дома - с «карты теплоснабжения» Воркуты.

В марте 2011 года глава Коми Вячеслав Гайзер раскритиковал ход программы и заметил, что ни «КЭС», ни «ТГК-9», ни главный заинтересованный участник в лице администрации города не сделали никаких реальных шагов по его практической реализации».

Критика по данному вопросу мне абсолютно понятна. Чтобы проект, что называется, «полетел», действительно нужна поддержка как со стороны администрации города, так и со стороны республиканских властей. И я говорю даже не про средства государственной поддержки, а про конкретные шаги. В первую очередь я имею ввиду две базовых вещи. Первая - информация о том, какие объекты останутся в перспективе на «карте энергоснабжения города», и в какие сроки это произойдет. Разумеется, со всеми техническими характеристиками и паспортной документацией. Вторая - решение проблемы неплатежей. Каким бы ни был эффективным и продуманным проект, в ситуации, когда энергетики долгое время не получали и 60 процентов от заработанного, легко спрогнозировать отношение кредитных институтов к его финансированию.

По всем этим вполне «земным» и исполнимым вопросам необходима твердая и последовательная позиция властей на всех уровнях. Тем более что действующее законодательство в области ЖКХ с момента разработки проекта значительно модернизировалась. Со своей стороны, мы выступаем за любое конструктивное решение, которое позволило бы вывести вопрос из политической сферы в сферу экономики и технического регулирования.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Июнь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Реклама