Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 11 Июль 2008, 13:52 1272 1

Директор Сыктывкарского лесного института Валентина Жиделева: «Из пионеров — в лидеры лесного профессионального образования России»

Сыктывкарский лесной институт — один из ведущих технических вузов Коми, который превратился из обычного провинциального вуза в одного из лидеров лесного профессионального образования страны. Благодаря чему удалось достичь таких результатов в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказала директор вуза профессор Валентина Жиделева.

Валентина Васильевна, больше года вы работаете в Сыктывкарском лесном институте, а с октября его возглавляете. Как бы Вы оценили прошедший год работы?

Этот год для лесного института был непростым. Во-первых, в октябре 2007 года произошло мое назначение на должность директора, а как известно, смена руководства всегда является волнительным моментом. Однако, я надеюсь, что коллектив института не почувствовал никаких потрясений в результате этих изменений. Прежний директор, профессор Николай Большаков очень много сделал для становления и развития института. Сегодня он по достоинству избран почетным президентом института. Безусловно, поддержка с его стороны полезна для обеспечения стабильности в деятельности вуза. У нас сложились очень хорошие деловые отношения с Николаем Михайловичем, что подтверждает целесообразность такого варианта использования опыта и авторитета руководителей вузов.

Еще одно важное событие, к которому мы тщательно готовились — это комплексная проверка СЛИ в марте 2008 года. Получилось так, что я, проработав всего пять месяцев в должности директора, отчитывалась за последние пять лет деятельности института. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что проверку эту мы прошли успешно и ее результатами довольны — мы подтвердили право деятельности на рынке образовательных услуг на следующие пять лет.

А как у вас складываются взаимоотношения со студентами? Насколько тесно вы работаете с ними?

Я очень люблю студентов, поэтому, наверное, и работаю в системе высшего образования уже свыше 30 лет. Всегда изначально стараюсь принять сторону студента, понять, чем он мотивирует тот или иной поступок, и только потом принимать решение. Мои помощники иногда даже упрекают меня в излишней, как они считают, опеке студентов. Но так меня воспитали мои учителя.

Как бы ни был загружен мой день — мои двери для студентов всегда открыты. Ни одну их просьбу я не оставлю без внимания. Считаю, что работа директора вуза должна строиться именно так. Студенты, в свою очередь, всегда приглашают меня на свои мероприятия, и, несмотря на свой загруженный график, стараюсь найти время для того, чтобы принять участие и поддержать их инициативы.

Расскажите, как в целом сегодня выглядит лесной институт на фоне других учебных заведений России?

Сыктывкарский лесной институт в системе лесных вузов страны очень авторитетен. Сегодня СЛИ по праву является одним из лидеров лесного профессионального образования России. Все, кто к нам приезжают, отмечают, что в России уже практически не осталось филиалов с такой сильной организацией учебного процесса и спектром специальностей, которые мы предлагаем.

Приоритетом в развитии нашего вуза должна стать инновационная основа его деятельности. Студент же в инновационном вузе — это студент, который имеет возможность участвовать в решении проблем вместе с преподавателями, как партнер. И мы ставим задачу не формального, а по-настоящему инновационного позиционирования, чтобы каждый студент действительно ощущал, что он учится в инновационном вузе. Это должно изменить всю технологию учебного процесса, в результате чего студенты будут иметь возможность принимать участие в решении проблем вуза. Уже с этого года мы ввели главную старосту СЛИ в ученый совет, и она наравне с другими членами совета принимает решения и отстаивает интересы студентов.

Институт сегодня не стоит на месте, мы постоянно движемся вперед. Так, совсем недавно группа преподавателей вернулась с семинара, который проходил в Санкт-Петербурге в рамках реализации международного Российско-Шведского проекта по развитию лесного комплекса. Мы черпнули очень много интересного и полезного не только для учебного процесса, но и для развития лесного комплекса в Коми. В рамках проекта в ноябре этого года мы будем проводить семинар в Сыктывкаре по развитию сети лесовозных дорог с участием шведских специалистов — сегодня это очень острая проблема для нашего региона.

Наш коллектив считает, что Сыктывкарский лесной институт должен еще более укрепить свои позиции как научно-образовательный центр, призванный способствовать развитию лесного комплекса региона. К нам может обратиться любой, кого волнуют проблемы развития этого сектора экономики.

Появляются ли новые подходы в обучении студентов?

Да, конечно. Например, этот год стал знаковым в части проведения порядка десяти мастер-классов с участием первых руководителей крупных предприятий республики. Это то, к чему призывает бывший президент России, а теперь премьер-министр Владимир Путин. Мастер-классы позволяют нашим студентам получать информацию непосредственно из уст лиц, принимающих решения по проблемам развития бизнеса.

Сейчас начинается «горячая» пора для абитуриентов. Много ли желающих поступать в ваш вуз? Какова динамика за последние годы?

Как известно, сегодня существует общероссийская демографическая проблема, и наша республика не является исключением. За пять месяцев года на 3,8 тысячи человек сократилась численность региона. Республика выпускает меньше школьников, а значит, меньше абитуриентов придет в вузы.

Что касается СЛИ, то пока, к счастью, с учетом поданных в наш вуз заявлений, мы этого не почувствовали, причем количество заявлений даже превысило аналогичный период прошлого года. По состоянию на 10 июля на дневное отделение в СЛИ подано свыше 3000 заявлений, на 237 бюджетных мест. И, что нас очень радует. В этом году вырос конкурс не на традиционные экономические, а на все инженерные специальности. Так, половина заявлений подано на лесотранспортный факультет при 106 бюджетных местах, а на факультет экономики и управления — 400.

А изменилось ли количество бюджетных мест в этом году?

Практически не изменилось. Однако не секрет, что в последние годы в институте наметилась тенденция по увеличению доли студентов, обучающихся в группах с полным возмещением затрат. Например, на факультете экономики и управления таких студентов уже больше половины, и в будущем можно предположить, что их количество будет только расти. Это объективная реакция на реформы высшей школы и требования рыночной экономики.

Поступает ли в лесной институт молодежь из других регионов России?

Да, к нам традиционно поступают абитуриенты из соседних регионов России: Архангельской, Кировской, Вологодской областей. Есть студенты и из центральной части России и даже из Якутии и с Дальнего Востока. В процентном соотношении их, конечно же, немного, но эта цифра достаточно стабильна. Поступают в наш вуз выпускники из ближнего зарубежья.

Изменились ли в этом году условия поступления в вуз? Появятся ли новые специальности?

Условия поступления в Сыктывкарский лесной институт в этом году остались прежними. Наши принципы — простота и универсализм: чтобы поступить на любую специальность, достаточно предоставить результаты ЕГЭ по математике и русскому языку.

Новых специальностей в этом году не появится, однако по некоторым организованы новые формы обучения. На факультете заочного обучения идет набор по специальностям «Информационные системы и технологии» и «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». На вечернем — по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Все эти специальности пользуются большим спросом.

Предусмотрены ли льготы для победителей олимпиад и медалистов?

Да, конечно. Это последний год, когда действует льгота для медалистов — им достаточно сдать на отлично математику, от второго экзамена они освобождаются. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний для обучения в лесном вузе по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

Предлагает ли сегодня институт довузовскую подготовку?

В институте в Центре дополнительного образования есть сектор довузовской подготовки. В этом году в центре работало семь довузовских групп — 160 человек прошли подготовку. Для тех, кто будет сдавать ЕГЭ на второй волне, а также поступать на вечернее и заочное отделения проводим такие курсы. Думаю, что такая подготовка полезна тем, кто уже давно окончил школу и сегодня старается получить высшее образование. А с учетом того, что с будущего года ЕГЭ перестает носить форму эксперимента, тем, кто пока еще не имеет высшего образования и хочет его получить, надо уже сейчас задуматься и готовиться к ЕГЭ.

Насколько сегодня востребованы выпускники лесного института? Следите ли вы за тем, как складывается их дальнейшая карьера?

В этом году мы выпустили 1115 человек, очень многим мы вручили красные дипломы. И очень радует, что, заканчивая институт, большинство ребят уже трудоустроены. Это и является оценкой нашей деятельности. Содействие в трудоустройстве — одна из важнейших составляющих работы вуза, так как мы в ответе за судьбу наших выпускников.

Я уже 20 лет занимаюсь проблемами развития рынка труда и могу подтвердить, что самая большая проблема государства — это когда оно не может обеспечить молодых граждан достойными местами сначала для обучения, а затем и рабочими. Если мы не будем все вместе заботиться об этом, уверяю Вас, ни одна проблема российской экономики решена не будет. Обеспечение занятости молодежи — одна из важнейших задач любого цивилизованного государства.

Валентина Васильевна, напоследок ваш прогноз и пожелания на будущий учебный год?

Этот год для системы высшего образования станет переходным. Как известно, с 1 сентября 2009 года повсеместно будет внедрена двухуровневая система подготовки, а значит, новый учебный год будет посвящен подготовке к этому переходу. Задачи стоят непростые, но меня успокаивает то, что нам понятны те решения, которые мы должны в течение года принять, чтобы очень плавно, без потерь и потрясений войти уже в новую образовательную парадигму.

В целом мы должны работать так, чтобы выпускники Сыктывкарского лесного института всегда были востребованы на нашем региональном рынке труда. Мне очень обидно, когда они после окончания института с легкостью находят работу в других регионах, особенно отличаются в этом плане Москва и Санкт-Петербург, которые как пылесос затягивают наших выпускников. Я считаю, что сложившаяся система образования в Коми удовлетворяет потребностям самых требовательных абитуриентов. И очень хочется надеяться на то, что к моменту окончания вуза каждому из них будет предоставлена работа в соответствии с полученной специальностью и достойно оплачиваемая. Это залог стабильного развития государства.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Филина
Наталья
Петровна
Родилась 12 декабря 1979 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Декабрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реклама


Реклама