Освоение и активная разработка Средне-Тиманского бокситового месторождения на сегодня — факт свершившийся, и на авантюру абсолютно не похожий. Более того, сегодня в Республике Коми действует один из крупнейших бокситовых рудников, строится глиноземный завод. Успех проекта не вызывает сомнений. Идут инвестиции, получена поддержка властей всех уровней.
Руководство проектом «Коми Алюминий» поручено Владимиру Кремеру, который стоял у истоков Сибирско-Уральской Алюминиевой компании и является одним из главных стратегов ее развития. Агентство «КомиОнлайн» распространяет интервью, подготовленное к 10-летию СУАЛа, в котором В.Кремер рассказал о становлении и развитии компании и реализации проекта «Коми Алюминий».
Владимир Павлович, чем Вам запомнился старт Сибирско-Уральской Алюминиевой компании?
Теперь, когда у нас есть большой опыт работы в отечественной промышленности, опыт создания как нашей алюминиевой компании, так и ряда других, основанных в рамках холдинга РЕНОВА, пожалуй, мы уже можем оглянуться назад на десять лет. Чем было интересно время создания СУАЛа, чем запомнился его старт, так это по-настоящему искренними и дружескими отношениями людей, стоявших у истоков компании. Люди очень бережно относились к друг другу. Изначально будучи компанией единомышленников, мы все были искренне заинтересованы в том, чтобы быть вместе и чтобы те идеи, которые закладывались в момент основания компании, воплотились в жизнь. Приятно, что в значительной степени все это удалось реализовать.
Вообще я думаю, что создание Сибирско-Уральской Алюминиевой компании — это иллюстрация того, что могут создать люди, оказавшиеся ВМЕСТЕ, в нужном месте, в нужное время.
Какой период в становлении СУАЛа, по Вашему мнению, был самым ярким и интенсивным?
Понятно, что самый яркий период — это 1996-й год, год создания СУАЛа. А наиболее острый по интенсивности — период 2000-2001 гг., когда мы объединялись с компанией «Трастконсалт», с командой Анисимова. Это период, когда мы впоследствии покупали бизнес у Анисимова, когда строили компанию, когда создавали новый объединенный менеджмент. Вот этот период для меня лично был очень запоминающимся, потому что я вместе с моими друзьями-партнерами активно участвовал в этом процессе. В течение 2000-2001 годов, я считаю, вся наша команда прошла великолепную школу. И именно после объединения бизнеса с «Трастконсалтом», на мой взгляд, мы почувствовали себя крупной международной компанией. Тогда, собственно, и сложилось такое понятие как Группа СУАЛ. И именно тогда образовалось основное ядро профессионалов нашей компании, которые фактически осуществили это объединение и в дальнейшем повели компанию вперед.
Еще одним очень интенсивным и плодотворным периодом для меня является подключение к проекту «Коми Алюминий» и вовлечение в него наших партнеров из РУСАЛа. Этот этап пока еще не окончен, и я считаю, что опыт объединения в одном проекте двух крупнейших российских алюминиевых компаний для сотрудников проекта «Коми Алюминий» также является отличной школой.В общем, за прошедшие десять лет я бы выделил для себя два момента — объединение с «Трастконсалтом» и объединение с командой РУСАЛа в проекте «Коми Алюминий». Это наиболее яркие, интересные и запоминающиеся этапы в развитии компании СУАЛ.
Если вернуться к выражению «авантюра Тимана», упомянутому в процитированной выше статье «Металл интеллигентных людей», какой смысл оно имеет для Вас?
Путь, который мы прошли в рамках реализации проекта «Коми Алюминий», вначале имевшего статус тиманского, потом — собственно стратегического проекта «Коми Алюминий», это естественное развитие ситуации, которую мы с самого начала планировали. Потому что СУАЛ и РУСАЛ взаимодополняют друг друга. И совершенно закономерно, что в 2005 году было найдено такое решение, согласно которому сырьевой проект «Коми Алюминий» стал реализовываться в рамках двух российских компаний.
Начав освоение Средне-Тиманского месторождения бокситов, мы очень долго вели поиск стратегического партнера. В этом качестве в числе первых рассматривалась французская компания Pechiney, затем мы вели переговоры с Alcan, которая впоследствии поглотила Pechiney. Также были длительные переговоры с американской компанией Alcoa. Но для западных компаний, конечно, российские риски были достаточно существенным сдерживающим фактором. И только две российские компании сумели договориться о том, чтобы в рамках единого проекта выступить равноправными партнерами.
Обращаясь же к термину «авантюра Тимана» — я считаю, что наша изначальная идея, которая многим, наверное, казалась чересчур смелой и авантюрной, в итоге воплотилась в абсолютно спланированный и правильно развивающийся проект.
Проект «Коми Алюминий» сопровождает много крупных цифр — объемы инвестиций, добычи бокситов, планируемого производства глинозема. Среди них часто фигурирует число 158 — километраж первой современной частной железной дороги, проложенной к тиманскому месторождению. Что значит для Вас эта цифра?
Я всегда говорил, что очень рад возможности возглавить подобный проект, потому что чувствую, будто, по известному выражению, «стою на плечах гигантов». Идея построения этой железной дороги меня до сих пор очень впечатляет. Ее строительство, по сути, заложило фундамент всего реализуемого нами проекта. Без этих километров никакой проект «Коми Алюминий» не существовал. И тот факт, что наша компания проложила железную дорогу в очень труднодоступной местности, конечно, наполняет меня и всю нашу команду чувством законной гордости.
Строительство боксито-глиноземного комплекса в Коми проводится в режиме максимальной информационной открытости. Что побуждает Вас «раскрывать свои карты»?
У меня второе образование — горное. Значительную часть своей жизни я работал с производственным объединением «Апатит», с «Норильским никелем», и очень хорошо представляю себе сложности и проблемы, связанные с воздействием крупных горно-промышленных компаний на окружающую среду. По этой причине вопросы природоохранной деятельности приобретают для меня особое значение, я знаю их не понаслышке.
К тому же, надо понимать, что под реализацию проекта «Коми Алюминий» мы получаем значительные инвестиции крупных западных банков, а международные финансовые институты уделяют вопросам окружающей среды особое, повышенное внимание.
Высказываются прогнозы, что проект существенным образом преобразит индустриальный комплекс Республики Коми. Не нефть, не газ, не лес станут основными доходными статьями, но металлургическая отрасль.
Для Республики Коми наш проект станет первым металлургическим проектом, который, будучи реализован в полном объеме, выведет экономику Коми на новый уровень. И металлургия, причем экологически правильная металлургия, безусловно, сможет занять ключевую позицию в структуре отраслей региона.
26 сентября компании СУАЛ исполняется 10 лет. Что бы вы пожелали коллегам, причастным к этому юбилею?
Пользуясь случаем, я бы хотел поздравить всех с праздником и пожелать коллегам личного счастья и новых трудовых успехов. Залогом же успеха является команда единомышленников, удача, хорошая голова и упорный труд.
Подготовила Е.Гутарук
Комментарии