Республика Коми находится на этапе интенсивного строительства: готовятся к воплощению крупные инвестиционные проекты в сфере промышленности, нефтепереработки, активно развивается малый и средний бизнес. И вполне закономерно, что долгожданная эпоха созидания в Коми совпала с приходом в политику людей, которые разбираются в большинстве деловых эволюционных процессов. Эти люди сами строили свой бизнес и поэтому знают цену успешного развития, его стратегию и подводные камни. К ним, без сомнения, относится депутат Государственного Совета Республики Коми Виталий Габуев.
Виталий Анатольевич, с чего начинался ваш бизнес?
В годы перестройки многие предприниматели начинали «с нуля». И я не упустил шанс создать собственный бизнес. А его направление предопределило мое строительное образование. Я с ностальгией вспоминаю наш первый заказ. Это была хозяйственная постройка для детского сада «Колокольчик» в поселке Водный. Вслед за этим была еще череда заказов, благодаря которым наша небольшая строительная фирма встала на ноги. Начинал я с командой из двух строителей, сегодня штат работников моих предприятий — тысяча с лишним человек.
Как вы оцениваете состояние строительной отрасли республики?
Если сравнивать с советскими временами, она находится в упадке. Снизились прежде всего объемы строительства. А это, естественно, сказалось на всей системе в целом. Безусловно, строительная отрасль сейчас восстанавливается, но совершенно на иных принципах, чем в эпоху плановой экономики. План был некой обезличенной схемой. Сейчас строительство — это не просто бизнес, но и высокие технологии. И перспективы Республики Коми на строительной арене я оцениваю как очень неплохие. У нас богатый регион, ресурсы которого нужны всей стране. Строить придется много.
В том, что отрасль сегодня находится не на высоте, «виноваты» объективные причины, или это просто недостаток профессионализма?
Рухнула империя, а вслед за ней промышленность, сельское хозяйство, строительство. Профессия строителя перестала быть престижной. Как следствие, строительные факультеты стали менее востребованными. Но даже те выпускники, которые теоретически освоили профессию, не идут работать по специальности. В результате не хватает профессионалов не только среднего звена, но и квалифицированных рабочих. Но повторюсь: ситуация меняется. Государство показало, что не намерено останавливаться в работе над проектом «Доступное и комфортное жилье». Профессионалы в строительстве будут востребованы все больше и больше.
В 90-е годы строительный бизнес быстро развивался, но вы не собирались связывать свою жизнь с республикой навсегда…
В 90-м году в моей семье появился первый ребенок. А у меня есть очень четкие представления о том, каким должно быть детство: солнечным, босоногим, беззаботным… Именно такими были мои детские годы в Моздоке. Жена с сыном Аланом большую часть года проводили у моей мамы в Осетии, и я должен был отправиться за ними следом. Но наш первый серьезный заказ — строительство жилого дома — задержал меня в Ухте на три года. Потом дала о себе знать инфляция, возникли трудности с лимитами. В Ухте я уже состоялся как бизнесмен, а в Осетии пришлось бы начинать все с нуля. Я очень не люблю менять свои решения. Но тут я понял, что не просто обстоятельства сильнее меня, а я уже врос корнями в эту землю. Здесь родился мой второй сын, здесь живут мои друзья, люди, которые всегда поддержат и помогут…. И я понял, что уже никогда не покину Республику Коми.
Но в 90-е годы вы не занимались политикой, у вас не было протекции, связей в высоких кабинетах… За счет чего же вам удалось не только удержаться на плаву, но и развивать бизнес?
В те годы строительная отрасль в Коми и во всей стране находилась в упадке. И я четко понимал: тот, кто окажется у истоков новой системы и примет участие в ее формировании, в будущем встанет у руля строительной отрасли. Я действительно не склонен отступать от намеченных целей. Я способен сосредоточиться на одной задаче и направить на ее решение всю энергию.
В таком случае почему вас, успешного бизнесмена, потянуло в политику?
Не буду скрывать, что основным мотивом было честолюбие. В бизнесе я уже достиг к тому времени многого. И поставил перед собой очередную цель. Когда на поле предпринимательства для меня не осталось «белых» пятен и неясных вопросов, я ушел в политическую работу.
Кроме того, неотъемлемой частью бизнеса для меня всегда была благотворительность. И уход в политику связан еще и с тем, что здесь у меня есть больше возможностей решать социальные вопросы. Почему я уделяю столько внимания социальной составляющей? Думаю, свою роль здесь сыграла ранняя смерть моего отца. Я хорошо помню благодарность мамы за доброту и помощь, которую оказывали ей люди, когда она в одиночку воспитывала нас с сестрой.**
Карьера политика помогает развитию бизнеса?
Это процесс двусторонний. Опыт в бизнесе помогает формировать объективный взгляд на общественные процессы и умение добиваться поставленных целей. И наоборот, политическая карьера, несомненно, идет на благо делу. В любом случае, я не разделяю для себя бизнес и политику. Как я попал в политику? Фракция «Единой России», которую я сейчас возглавляю, возникла в тот момент, когда над одной из наших коллег сгустились тучи. Мы с депутатами-ухтинцами решили объединиться, просто чтобы поддержать ее. А в итоге получилась дружная команда. Однажды коллега назвала меня «атакующим защитником» Сначала я удивился, а потом — согласился. Действительно, я способен в нужный момент отвести удар или удачно пробиться к воротам соперника… Кстати, в футболе у меня именно такое амплуа.
А кого вы считаете своими соперниками?
Тех, кто склонен к неконструктивной критике. Я не против критики, но надо разбираться в ситуации и понимать, чем живет сегодня страна. А это, на мой взгляд, несложно. Прежде всего, наша политическая команда концентрируется на выполнении установок председателя «Единой России» Владимира Путина. Люди должны научиться мыслить и работать по-новому. Без этого у нас просто нет будущего. Итогом продуктивной работы должно стать повышение эффективности экономики на основе роста производительности труда. Вот и все. Я готов выслушать любого, кто может предложить альтернативные пути развития для страны. Но желающих нет.Что касается Республики Коми, тут перед нами стоит задача переориентации экономики в пользу перерабатывающей индустрии. Также можно сказать и том, что сегодня просматриваются четкие направления нашего экономического развития. Во-первых, старт значимых северных проектов: газопровода «Бованенково-Ухта», титанового комбината под Ухтой, проекта «Бокситы Тимана». Вторым направлением, безусловно, является развитие лесной отрасли Коми. Мне хотелось бы, чтобы Ухта стала опорной платформой для освоения северных богатств нашего края, да и всей России. Превратить ее в надежную промышленную опору для столицы республики. И не такая уж это неосуществимая задача. В достижении этих целей у нас есть два соперника — время, которого у страны и республики не так много, а также банальная самоуспокоенность.
А лично для вас что является сегодня приоритетом?
Я преимущественно курирую культурно-гуманитарные и образовательные проекты. Так, в Ухте сейчас идет работа над созданием герба и флага муниципалитета, в ней принимает участие целая команда ученых, художников, политиков. Продвигается проект издания культурно-исторического атласа Ухты. В течение трех месяцев в городе проходила социальная акция «Чужих детей не бывает». Ее результат: восемь малышей, нашедших свои семьи.Один из последних проектов, всерьез меня увлекших — издание и переиздание книг по истории Коми края, детской литературы. Сейчас над ними работает коллектив энтузиастов, которые делегировали мне общее руководство этим проектом.
Каким образом вопросы сохранения культуры связаны с бизнес-процессами?
На самом деле социальные вопросы гораздо шире, чем бизнес-процессы. Это вопросы здоровья населения, сохранения генофонда… Чтобы они решались положительно, необходимы изменения на ментальном уровне. Только оказывая положительное влияние на молодых людей, подростков, можно изменить ситуацию в стране. Основы патриотизма — в истории и культуре России. Ни карательные, ни запретительные, ни пропагандистские методы сами по себе ничего не изменят. Огромное внимание надо уделять детским садам, школам, вообще институту детства. Отдельная тема для меня — это детский спорт. Как президента Федерации футбола Ухты, меня не могут не радовать последние победы российского футбола. Заниматься спортом становится модно, и я счастлив, что могу внести свою лепту в формирование этой моды.
Комментарии