Ученые и политики Коми выступают за разработку государственной стратегии сохранения и развития моногородов и возлагают на бизнес значительную долю ответственности в этом вопросе. Об этом они заявляли в своих выступлениях на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях», которая проходит в Сыктывкаре 11 февраля.
Как отметил на конференции глава Коми Вячеслав Гайзер, на федеральном уровне составлен список из 335 моногородов России, в который вошли четыре населенных пункта Коми – города Воркута, Инта, Емва и поселок Жешарт Усть-Вымского района. С приходом экономического кризиса в 2008 году градообразующие предприятия в этих моногородах стали испытывать серьезные проблемы, которые привели к сокращению производства, в особенности, расходов на персонал и массовым увольнениям. «Собственники предприятий не в силах противостоять кризисным явлениям, но это не должно стать поводом уйти от ответственности перед жителями моногородов, - подчеркнул он. – Приобретая в свое время эти предприятия, бизнесмены приобрели ответственность за жизнь этих городов. Жители их не должны остаться брошенными один на один со своими проблемами».
По его словам, для каждого из четырех моногородов Коми необходимо выбрать направления дальнейшего их развития на основе имеющихся ресурсов и в тесной привязке к градообразующим предприятиям. Следует привлекать туда инвесторов, развивать малый и средний бизнес, новые производства. «Каждый моногород имеет свою специфику. Что необходимо для Воркуты и Инты, не стоит делать для Емвы и Жешарта», - отметил В.Гайзер.
По словам мэра Сыктывкара, секретаря регионального политсовета КРО партии «Единая Россия» Романа Зенищева, правительство Коми работает над решением проблемы моногородов региона не первый год. «Мы говорим о социальной ответственности бизнеса, но также говорим и об эффективной работе федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в данном вопросе. Без совместной работы решить проблемы моногородов невозможно, - отметил он. – На «партию власти» в связи с этим возлагаются определенные надежды, связанные с продвижением законодательной базы по развитию моногородов. Данные предложения сейчас прорабатываются, их список будет направлен в федеральные законодательные органы».
«Переселение жителей с Крайнего Севера дает сбой, - заявил секретарь КРО. – Эти вопросы требуют достаточно срочной доработки. Партия ведет деятельность в этом направлении, но нам также надо услышать мнение самих людей и бизнес-сообщества».
Как рассказал директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН, член-корреспондент РАН Виталий Лаженцев, научное сообщество России изучает проблемы расселения населения и размещения производительных сил еще со времен СССР и имеет мировой приоритет в этом вопросе. Учеными СССР и постсоветской России были подготовлены соответствующие объемные документы по территориальному развитию. «Случилось так, что они лежат где-то, мало используются на практике, - посетовал ученый. – Прежние структуры управления, которые их «заказывали», перестали существовать, а новые структуры не интересуются этим вопросом. Пикалево – это «жареный петух», и реагировать на него, как на случайное событие, нельзя. Надо обращаться к закономерностям развития общества».
По его словам, к монопрофильным населенным пунктам и территориям относятся те, где 25 процентов экономически активного населения трудятся на предприятиях, связанным единым циклом технологического процесса, на который приходится более 50 процентов объема промышленного производства. Так, например, в Усинске 92 процента населения занято на предприятиях топливной отрасли, Вуктыле – 91 процент, Воркуте – 81 процент. В Коми 37 населенных пунктов имеет концентрацию более 40 процентов рабочего населения на одном предприятии, в 27 пунктах этот показатель превышает 50 процентов, в Жешарте – 65 процентов, некоторых деревнях Усть-Куломского района – 75 процентов, в поселках Якше Троицко-Печорского и Усть-Лэкчим Корткеросского районов – 85 процентов.
Как рассказал В.Лаженцев, по программе министерства регионального развития РФ 27 моногородов получат по одному миллиарду рублей на решение острейших социально-экономических проблем. Города Коми в этот список не попали.
Среди предлагаемых мер решения проблем моногородов выделяются следующие: ликвидация населенных пунктов с переселением их жителей, санация – при трансформации экономической основы, а также промежуточный путь стратегии «отступления», предусматривающий постепенное переселение избыточного населения.
«Ликвидация связана с очень большими издержками, - предупредил В.Лаженцев. – Сейчас установлено, что переезд семьи обходится на 30-40 процентов дороже, чем организация нового рабочего места. Переселить семью с Севера стоит 20 миллионов рублей, а сейчас выделяются только 1,5-2 миллиона, что позволяет лишь начать решение вопроса с квартирой на новом месте. Но иногда ликвидация бывает неизбежной, когда речь идет об исчерпании природных ресурсов. Такое случалось во время совнархозов в 50-60 годы прошлого века, когда по Северу и в Сибири пришлось закрыть мелкие рудники, которые стали экономически нерентабельными. Опыт переселения людей из Воркуты и Инты показал всю сложность этого процесса, медленную реорганизацию городов, огромные финансовые издержки».
По его словам, гораздо более привлекательный вариант санации требует значительных финансовых вливаний на диверсификацию экономики. Имеющийся опыт реструктуризации угольных предприятий России на средства Всемирного банка оказался неоднозначным. Так, в Кизеловском угольном бассейне не удалось переориентировать высвободившееся население на новые рабочие места, а при закрытии четырех шахт из пяти в Ростовской области бывшие шахтеры согласились заняться сельским хозяйством.
«Без принуждения государством к определенному экономическому поведению на монотерриториях не обойтись, - отметил ученый. - Формы воздействия бывают разные, в том числе законодательная. Необходимо пойти по пути, когда заранее известны все действия по спасению моногородов».
По мнению директора ИСЭиЭПС, при решении вопроса дальнейшей разработки Печорского угольного месторождения крайне необходимо приступить к освоению запасов Сейдинского месторождения. «Сейчас никто не колышется, - отметил он. – Но мы не должны отступать от этой стратегии освоения углей. А ведь есть и нетрадиционное использование углей: производство жидкого топлива из «жирных» углей может быть размещено в районе города Печоры».
«Экономический кризис выявил больные места России, появление которых было обусловлено общей историей индустриального развития страны. Тем более важно постоянно решать проблемы размещения производительных сил и населения. Раньше господствовал принцип: люди идут за производством. Сейчас надо по-другому: производство идет за людьми», - заключил В.Лаженцев.
Комментарии