Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 26 Апрель 2010, 19:01 978 0

В Коми национально-культурные автономии не хотят «танцевать под елочкой», им нужна политика

Общественники, чиновники, ученые и лидеры национально-культурных автономий Коми предложили внести изменения в федеральный и республиканский законы об НКА с целью расширения форм их поддержки со стороны государства. Дискуссия о необходимости нововведений состоялась в Сыктывкаре 26 апреля на заседании постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам национальной политики.

Как сообщила заместитель министра национальной политики республики Галина Габушева, действующее в Коми законодательство, регулирующее деятельность НКА, основано на федеральном законе 1996 года, в который затем вносились многочисленные поправки. В последний раз федеральные законодатели правили текст закона в феврале 2009 года. Соответственно, переписывался и принятый тогда же республиканский закон.

По ее словам, сейчас в Коми действует 19 национально-культурных объединений, в том числе 9 НКА; некоторые автономии были недавно преобразованы в объединения. При миннаце республики действует Консультативный совет НКА, сами автономии создали также Ассоциацию НКА региона. НКА получают финансовую, организационную и методическую поддержку со стороны миннаца региона и органов местного самоуправления. Только из республиканского бюджета в минувшем году на нужды автономий было выделено 1,5 миллиона рублей. «Автономии успешно реализуют свои права, организуют и проводят свою работу, - подчеркнула замминистра. – Правом на выбор языка обучения воспользовалась немецкая НКА: на базе сыктывкарской школы №21 ведется углубленное преподавание немецкого языка и культуры и ряда предметов – история, география, мероприятия воспитательного характера».

«Я не против, просто не очень понимаю, - взял слово по завершении доклада представителя профильного ведомства заместитель директора Института языка, литературы истории Коми научного центра УрО РАН, член Общественной палаты региона Александр Попов. – При вашем министерстве с самого начала был создан Консультативный совет – зачем потом Ассоциацию создавать?».

«Консультативный совет это совещательный орган автономий при государственном органе, а Ассоциация – самоорганизовалась, у нее иные функции. В Совете мы приглашенные, а в Ассоциации мы хозяева, - пояснил лидер немецкой НКА, член ОПРК Олег Штралер. – Мы объединились, чтобы совместно обсуждать вопросы взаимодействия НКА, не разделяясь на структуры. Так нам легче с созданием Дома дружбы и строительством этнокультурной деревни – этот вопрос решается с администрацией Сыктывкара».

Как заявил лидер немцев Коми, внесенные за полтора десятка лет поправки в законодательство об НКА выхолостили его первоначальные установки. «Все-таки, НКА это определенный феномен, - рассуждал О.Штралер. – Это не общественное объединение – в законе о них мы не найдем такую форму. Нам представляется, что НКА – особый вид общественных объединений. Образование новых НКА в России уже 10 лет как приостановилось. В основу их создания было положено взаимодействие с органами госвласти, местного самоуправления – но сейчас этого взаимодействия в том объеме не происходит. Сегодня в Коми нахлынула волна мигрантов. На законных основаниях они не могут быть членами НКА, так как не являются гражданами РФ, хотя очень важно, чтобы они принимали участие в общественной деятельности, были подконтрольны – если не власти, то, по крайней мере, общественным структурам».

«Формирование НКА усложнено, - продолжал критический анализ О.Штралер. – Чтобы создать общественное объединение - достаточно собрать трех человек, а создать НКА – надо иметь какие-то национальные объединения, из них выбирать депутатов… Хотя достаточно было бы схода граждан определенной национальности. Автономии не являются субъектом права, они представляют только тех людей, которые в них состоят. Но сегодня в них числятся от 200 до 1000 человек, хотя тех же украинцев в Коми до 60 тысяч человек. Закон ограничивает возрастной круг – члены КА должны быть старше 18 лет. А мы должны работать с детьми, молодежью. Закон ограничивает наши возможности».

Также лидер немцев региона посетовал, что в России, по сравнению с рядом западноевропейских стран, малые народы не представлены особо в парламентских структурах. «В законе Коми об НКА мы в свое время прописывали правосубъектность – возможность представительства от этнической общности, но потом это положение пропало. И этот вопрос постоянно встает: коллективные права этнической общности должны быть защищены», - заключил О.Штралер.

«У нас правовое поле состоит из двух законов: федерального и республиканского, - решила уточнить предстоящее направление деятельности председатель комиссии Вера Скоробогатова. – Вы говорите в адрес федерального закона, мы должны  вести речь о поправках к нему?». «Да, поскольку выстроена такая вертикаль, которая не может противоречить федеральному законодательству, - ответил лидер немецкой НКА. – Но есть некие возможности у республики в своем законе».

«Зачем маленьких детей включать в НКА де-юре? – задал вопрос А.Попов. – Если хотят, пусть приходят и так. Что не запрещено, то разрешено, но зачем излишне детализировать все это? Хорошо, если этносы самоорганизуются в культурном плане. Если не идут в политику. Татары, башкиры – у них есть свои республики, но что-то я не слышал, как они помогают своим диаспорам. Местная власть должна помогать – но лишь так, как идет общий процесс культурной жизни. Бизнес-проекты НКА – ради Бога!».

По словам О.Штралера, этот вопрос связан с определением механизма господдержки НКА. «Одно дело помогать белорусам – их 15 тысяч человек в Коми, немцам – их 9 тысяч, а украинцев – 60 тысяч. Это разная поддержка, - заявил он. – Может, это не прописывается в законе, но должно быть определено». «У вас есть устав – вот и работайте с детишками», - остался на своей позиции ученый-историк.

«Национально-культурные автономии созданы не для того, чтобы у елочки потанцевать, - вступил в дискуссию лидер еврейской НКА, член Общественной палаты Коми, председатель Ассоциации НКО региона Леонид Зильберг. – Это механизм выравнивания прав больших и малых народов на получение своего образования, языка. У елочки потанцевать – это вы хорошо проговорились: лишь бы НКА политикой не занимались. Нет, надо заниматься политикой!».

«Все же некорректно делегировать право законодательной инициативы каждой НКА, - обозначил он свою позицию. – Речь должна идти о сквозном внесении поправок в законы об Общественной палате и НКА, которые в ней представлены - чтобы палата обладала правом законодательной инициативы».

Лидер НКА белорусов региона Аркадий Крупенько призвал скорее переименовать Финно-угорский культурный центр Коми в Дом дружбы народов (его помещения используют НКА республики), а также указывать свою национальность во время Всероссийской переписи населения, которая состоится в октябре 2010 года. «Резко уменьшилось число желающих учить язык своей национальности – не потому, что уменьшилось число немцев, белорусов и других народов. Мы стесняемся показывать свою национальность, - посетовал главный белорус республики. – Перед переписью надо разъяснительную работу провести».

А.Крупенько также взволновал вопрос неравных тарифов на телефонную связь с зарубежными странами, где проживают родственники «национальных» жителей Коми. Так, по его словам, минута разговора с Беларусью из Сыктывкара стоит 37,5 рубля в дневное время и 31 рубль в вечернее, тогда как минута разговора с Украиной обойдется в 21,12 рубля, Германией и Прибалтикой – 26 рублей. «Когда Лукашенко будет вести себя, как следует, тогда и тарифы изменятся», - едко заметил А.Попов. «Дело не в Лукашенко – оттуда звонить в пять раз дешевле, - парировал А.Крупенько. – И вообще, у нас Союзное государство. Я писал его исполнительному секретарю Павлу Бородину, но он ответил отпиской». Еще главный белорус Коми предложил создавать молодежные организации при НКА, по-хорошему позавидовав примеру немцев.

Как пояснил начальник отдела по работе с НКА миннаца Коми Прокопий Габов, профильное ведомство поддерживает предложения автономий республики по внесению изменений в федеральный закон в части, касающейся порядка взаимодействия организаций диаспор с госорганами их исторической родины. «И второй момент: о притоке мигрантов также не прописано», - отметил чиновник.

«Я была в Мордовии, - рассказала В.Скоробогатова. – Там комитет по делам национальностей занимается одной проблемой: россиянами мордовской национальности за пределами этой республики. Оказывается, у них существуют огромные диаспоры: в Самаре, Пензе. А Башкирия помогает башкирам в Коми?». «А Коми самим коми – помогает?», - спросил кто-то из участников заседания. «Республика Коми помогает коми землячеству в Москве», - неожиданно ответил за титульную нацию региона белорус А.Крупенько.

«На сегодня проблемы мигрантов к закону об НКА отношения не имеют, - вступил в разговор заместитель начальника управления Федеральной миграционной службы РФ по Коми Андрей Машанов. – У меня предложение к НКА: заключите соглашение с Госсоветом, правительством Коми, территориальными органами исполнительной власти РФ. Этот механизм работает. Я готов поучаствовать в подобном соглашении со стороны УФМС. Писать же лишние законы – если мы попросим об этом Госсовет и Госдуму – можно ужаснуться результату».

Вернувшись к вопросу строительства этнокультурной «деревни» в Сыктывкаре, Л.Зильберг привел в пример Оренбургскую область, где уже построено такое многонациональное подворье. «Это решается на уровне региона, в Оренбурге, например, этим лично занимался губернатор. В результате сегодня они имеют объект, на котором проводятся саммиты Россия-Казахстан, не потратив ни копейки бюджетных денег», - подчеркнул лидер еврейской НКА.

Подводя итоги заседания, В.Скоробогатова предложила НКА республики представить свои предложения по внесению изменений в федеральное и региональное законодательство в Госсовет Коми. «Наше движение «Коми войтыр» имеет конституционное право законодательной инициативы, но не использует его, - самокритично призналась парламентарий. – У вас много площадок – и комиссия по вопросам национальной политики Госсовета, и Общественная палата. Готовьте предложения, я берусь их проработать». Вопрос по неодинаковой стоимости тарифов на международные телефонные переговоры и перспективам строительства национальной деревни в Сыктывкаре комиссия также взяла на себя.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Бобков
Игорь
Янович
Родился 27 сентября 1958 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Реклама