Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 26 Апрель 2010, 19:01 944 0

В Коми национально-культурные автономии не хотят «танцевать под елочкой», им нужна политика

Общественники, чиновники, ученые и лидеры национально-культурных автономий Коми предложили внести изменения в федеральный и республиканский законы об НКА с целью расширения форм их поддержки со стороны государства. Дискуссия о необходимости нововведений состоялась в Сыктывкаре 26 апреля на заседании постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам национальной политики.

Как сообщила заместитель министра национальной политики республики Галина Габушева, действующее в Коми законодательство, регулирующее деятельность НКА, основано на федеральном законе 1996 года, в который затем вносились многочисленные поправки. В последний раз федеральные законодатели правили текст закона в феврале 2009 года. Соответственно, переписывался и принятый тогда же республиканский закон.

По ее словам, сейчас в Коми действует 19 национально-культурных объединений, в том числе 9 НКА; некоторые автономии были недавно преобразованы в объединения. При миннаце республики действует Консультативный совет НКА, сами автономии создали также Ассоциацию НКА региона. НКА получают финансовую, организационную и методическую поддержку со стороны миннаца региона и органов местного самоуправления. Только из республиканского бюджета в минувшем году на нужды автономий было выделено 1,5 миллиона рублей. «Автономии успешно реализуют свои права, организуют и проводят свою работу, - подчеркнула замминистра. – Правом на выбор языка обучения воспользовалась немецкая НКА: на базе сыктывкарской школы №21 ведется углубленное преподавание немецкого языка и культуры и ряда предметов – история, география, мероприятия воспитательного характера».

«Я не против, просто не очень понимаю, - взял слово по завершении доклада представителя профильного ведомства заместитель директора Института языка, литературы истории Коми научного центра УрО РАН, член Общественной палаты региона Александр Попов. – При вашем министерстве с самого начала был создан Консультативный совет – зачем потом Ассоциацию создавать?».

«Консультативный совет это совещательный орган автономий при государственном органе, а Ассоциация – самоорганизовалась, у нее иные функции. В Совете мы приглашенные, а в Ассоциации мы хозяева, - пояснил лидер немецкой НКА, член ОПРК Олег Штралер. – Мы объединились, чтобы совместно обсуждать вопросы взаимодействия НКА, не разделяясь на структуры. Так нам легче с созданием Дома дружбы и строительством этнокультурной деревни – этот вопрос решается с администрацией Сыктывкара».

Как заявил лидер немцев Коми, внесенные за полтора десятка лет поправки в законодательство об НКА выхолостили его первоначальные установки. «Все-таки, НКА это определенный феномен, - рассуждал О.Штралер. – Это не общественное объединение – в законе о них мы не найдем такую форму. Нам представляется, что НКА – особый вид общественных объединений. Образование новых НКА в России уже 10 лет как приостановилось. В основу их создания было положено взаимодействие с органами госвласти, местного самоуправления – но сейчас этого взаимодействия в том объеме не происходит. Сегодня в Коми нахлынула волна мигрантов. На законных основаниях они не могут быть членами НКА, так как не являются гражданами РФ, хотя очень важно, чтобы они принимали участие в общественной деятельности, были подконтрольны – если не власти, то, по крайней мере, общественным структурам».

«Формирование НКА усложнено, - продолжал критический анализ О.Штралер. – Чтобы создать общественное объединение - достаточно собрать трех человек, а создать НКА – надо иметь какие-то национальные объединения, из них выбирать депутатов… Хотя достаточно было бы схода граждан определенной национальности. Автономии не являются субъектом права, они представляют только тех людей, которые в них состоят. Но сегодня в них числятся от 200 до 1000 человек, хотя тех же украинцев в Коми до 60 тысяч человек. Закон ограничивает возрастной круг – члены КА должны быть старше 18 лет. А мы должны работать с детьми, молодежью. Закон ограничивает наши возможности».

Также лидер немцев региона посетовал, что в России, по сравнению с рядом западноевропейских стран, малые народы не представлены особо в парламентских структурах. «В законе Коми об НКА мы в свое время прописывали правосубъектность – возможность представительства от этнической общности, но потом это положение пропало. И этот вопрос постоянно встает: коллективные права этнической общности должны быть защищены», - заключил О.Штралер.

«У нас правовое поле состоит из двух законов: федерального и республиканского, - решила уточнить предстоящее направление деятельности председатель комиссии Вера Скоробогатова. – Вы говорите в адрес федерального закона, мы должны  вести речь о поправках к нему?». «Да, поскольку выстроена такая вертикаль, которая не может противоречить федеральному законодательству, - ответил лидер немецкой НКА. – Но есть некие возможности у республики в своем законе».

«Зачем маленьких детей включать в НКА де-юре? – задал вопрос А.Попов. – Если хотят, пусть приходят и так. Что не запрещено, то разрешено, но зачем излишне детализировать все это? Хорошо, если этносы самоорганизуются в культурном плане. Если не идут в политику. Татары, башкиры – у них есть свои республики, но что-то я не слышал, как они помогают своим диаспорам. Местная власть должна помогать – но лишь так, как идет общий процесс культурной жизни. Бизнес-проекты НКА – ради Бога!».

По словам О.Штралера, этот вопрос связан с определением механизма господдержки НКА. «Одно дело помогать белорусам – их 15 тысяч человек в Коми, немцам – их 9 тысяч, а украинцев – 60 тысяч. Это разная поддержка, - заявил он. – Может, это не прописывается в законе, но должно быть определено». «У вас есть устав – вот и работайте с детишками», - остался на своей позиции ученый-историк.

«Национально-культурные автономии созданы не для того, чтобы у елочки потанцевать, - вступил в дискуссию лидер еврейской НКА, член Общественной палаты Коми, председатель Ассоциации НКО региона Леонид Зильберг. – Это механизм выравнивания прав больших и малых народов на получение своего образования, языка. У елочки потанцевать – это вы хорошо проговорились: лишь бы НКА политикой не занимались. Нет, надо заниматься политикой!».

«Все же некорректно делегировать право законодательной инициативы каждой НКА, - обозначил он свою позицию. – Речь должна идти о сквозном внесении поправок в законы об Общественной палате и НКА, которые в ней представлены - чтобы палата обладала правом законодательной инициативы».

Лидер НКА белорусов региона Аркадий Крупенько призвал скорее переименовать Финно-угорский культурный центр Коми в Дом дружбы народов (его помещения используют НКА республики), а также указывать свою национальность во время Всероссийской переписи населения, которая состоится в октябре 2010 года. «Резко уменьшилось число желающих учить язык своей национальности – не потому, что уменьшилось число немцев, белорусов и других народов. Мы стесняемся показывать свою национальность, - посетовал главный белорус республики. – Перед переписью надо разъяснительную работу провести».

А.Крупенько также взволновал вопрос неравных тарифов на телефонную связь с зарубежными странами, где проживают родственники «национальных» жителей Коми. Так, по его словам, минута разговора с Беларусью из Сыктывкара стоит 37,5 рубля в дневное время и 31 рубль в вечернее, тогда как минута разговора с Украиной обойдется в 21,12 рубля, Германией и Прибалтикой – 26 рублей. «Когда Лукашенко будет вести себя, как следует, тогда и тарифы изменятся», - едко заметил А.Попов. «Дело не в Лукашенко – оттуда звонить в пять раз дешевле, - парировал А.Крупенько. – И вообще, у нас Союзное государство. Я писал его исполнительному секретарю Павлу Бородину, но он ответил отпиской». Еще главный белорус Коми предложил создавать молодежные организации при НКА, по-хорошему позавидовав примеру немцев.

Как пояснил начальник отдела по работе с НКА миннаца Коми Прокопий Габов, профильное ведомство поддерживает предложения автономий республики по внесению изменений в федеральный закон в части, касающейся порядка взаимодействия организаций диаспор с госорганами их исторической родины. «И второй момент: о притоке мигрантов также не прописано», - отметил чиновник.

«Я была в Мордовии, - рассказала В.Скоробогатова. – Там комитет по делам национальностей занимается одной проблемой: россиянами мордовской национальности за пределами этой республики. Оказывается, у них существуют огромные диаспоры: в Самаре, Пензе. А Башкирия помогает башкирам в Коми?». «А Коми самим коми – помогает?», - спросил кто-то из участников заседания. «Республика Коми помогает коми землячеству в Москве», - неожиданно ответил за титульную нацию региона белорус А.Крупенько.

«На сегодня проблемы мигрантов к закону об НКА отношения не имеют, - вступил в разговор заместитель начальника управления Федеральной миграционной службы РФ по Коми Андрей Машанов. – У меня предложение к НКА: заключите соглашение с Госсоветом, правительством Коми, территориальными органами исполнительной власти РФ. Этот механизм работает. Я готов поучаствовать в подобном соглашении со стороны УФМС. Писать же лишние законы – если мы попросим об этом Госсовет и Госдуму – можно ужаснуться результату».

Вернувшись к вопросу строительства этнокультурной «деревни» в Сыктывкаре, Л.Зильберг привел в пример Оренбургскую область, где уже построено такое многонациональное подворье. «Это решается на уровне региона, в Оренбурге, например, этим лично занимался губернатор. В результате сегодня они имеют объект, на котором проводятся саммиты Россия-Казахстан, не потратив ни копейки бюджетных денег», - подчеркнул лидер еврейской НКА.

Подводя итоги заседания, В.Скоробогатова предложила НКА республики представить свои предложения по внесению изменений в федеральное и региональное законодательство в Госсовет Коми. «Наше движение «Коми войтыр» имеет конституционное право законодательной инициативы, но не использует его, - самокритично призналась парламентарий. – У вас много площадок – и комиссия по вопросам национальной политики Госсовета, и Общественная палата. Готовьте предложения, я берусь их проработать». Вопрос по неодинаковой стоимости тарифов на международные телефонные переговоры и перспективам строительства национальной деревни в Сыктывкаре комиссия также взяла на себя.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама