Суббота, утро. Те, кто приехал в Пажгу вечером пятницы, только просыпались, когда в коридорах появились вновь прибывшие.
Клубы Сыктывкара, Печоры, Выльгорта - школьные и студенческие - автобусами подвозили сюда своих участников. Заплатить взнос за проживание и питание, быстро расселиться – и вот уже отовсюду слышно, как настраивают гитары, репетируют выступления, готовятся показать себя таланты республики.
Репетировали кто где. Кто на кровати…
… кто под березами
Концерт-открытие начался в 11:00. В шутливой форме ведущие представляли клубы. Заранее было проведено анкетирование, поэтому зрителям не просто говорили название, а подробно рассказывали, что в клубе любят есть, что любят петь, и в каком мультике этот клуб можно было бы снять.
Участники старались не отставать от ведущих, представляя на суд зрителей оригинальные «визитки». Костюмы, реквизит, и даже разнообразие инструментов (от варгана до флейты) – все шло в ход. Разновозрастная аудитория радостно рукоплескала.
Один из самых многочисленных клубов – «Причал» Сыктывкарского госуниверситета - появился на сцене после выступления «группы поддержки». Посмотреть на своих приехали руководитель центра художественного творчества при университете Ольга Исакова, помощник ректора по связям с общественностью Галина Добрынина, а также проректор по экономическим и социальным вопросам.
Кроме представителей клубов сыктывкарских школ, колледжей и вузов, на сцену выходили гости из Москвы, Сергиева Посада, села Выльгорт. Впервые в фестивале принял участие представитель печорского клуба авторской песни «Свежий ветер» Алексей Власов. Всего «Сыктывкарские костры 2010» собрали под одной крышей почти 100 человек из 12 клубов.
Алексей Власов из Печоры специально для фестиваля написал несколько новых песен
Утренний концерт сменился мастерскими. Их, как обычно на фестивале, было несколько. Самую большую аудиторию собрал мастер-класс гостя из Москвы А.Костромина, который, прослушивая участников, разбирал по косточкам их выступления.
«Недостаточно просто петь, надо прожить песню, надо сначала понять каждое слово, представить каждый образ. Даже если в песне – речь о драконах, которых ты никогда не видел, представь себе этого дракона как живого, только тогда слушатель тебе поверит» - поучал А.Костромин собравшихся.
Кроме того, провели мастер-классы по стихотворному мастерству, звукорежиссуре и работе с микрофонами.
Одной из изюминок прошедшего слета стало проведение дебатов. На «Сыктывкарских кострах» подобное мероприятие было проведено впервые. Участникам предлагалось несколько тем на обсуждение. Все они касались авторской песни, по итогам голосования был выбран вопрос «Существует ли пропасть между классической и современной авторской песней?» Обсуждение, длившееся более часа, вышло горячим. Одни говорили о преемственности, другие – о форме, о стихах и музыке.
Впрочем, выявить правильное суждение – не было самоцелью дебатов. «К девятому году жизни фестиваля мы созрели до теории, - прокомментировала происходящее «КомиОнлайну» руководитель фестиваля Ирина Конова. – Мы перешли на новый уровень, когда есть не только исполнение, участие в потоке авторской песни, но происходит и осознание. Что такое авторская песня? Зачем она нужна? Для кого она, для чего? Мы рады, что наши участники задаются этими вопросами, ищут на них ответы, предлагают свои».
Московский гость фестиваля - исполнитель и мастер игры на гитаре Лев Кузнецов дал свою оценку: «Вся сегодняшняя «брехаловка» нам, как людям, работающим в жанре авторской песни, ценна не результатами. Не так уж важно, кто прав в этом вопросе, а кто виноват. Куда важнее, какое действие окажет этот разговор на каждого присутствующего. Может, с учетом сказанного, он окинет взглядом знакомые вещи, и завтра выберет для исполнения новую, совершенно другую песню, или споет старую, но совершенно иначе».
Вечерний концерт прошел под знаком кленового листа. Яркими пятнами, желтыми, рыжими, листья разлетелись по всему залу. Кто-то прикрепил их груди, кто-то украсил ими гитару, кто-то просто держал в руках, размышляя о вечном.
Анатолий Вотяков пришел в авторскую песню буквально с гор. И так и остался в ней. Сейчас он возглавляет городской клуб «Созвездие музы»
Ночь получилась почти бессонной. В большом зале этноцентра до утра работал свободный микрофон, каждый желающий мог исполнить свою любимую песню. Обстановка была то камерной, то превращалась в настоящий сабантуй. Любители авторской песни, позабыв про жанры и рамки, перепели известные народные песни, шлягеры советской эстрады, неоднократно звучали песни из кинофильмов и мультфильмов. В комнатах тоже звучали гитары, здесь собирались небольшими компаниями. То и дело составы локаций сменялись, круговорот поющих людей не унимался до самого утра.
Утро ошарашило участников визгом. Даже те, кто не спал вовсе, собрались на утреннюю зарядку, которая в этом году была проведена в форме веревочного курса по станциям. Едва проснувшиеся участники взбирались по скалам, вытаскивали друг друга из болота, уподоблялись электрической цепи.
На заключительный концерт собирались в приподнятом настроении. «Сыктывкарские костры» невозможны без костров», - было заявлено после того, как участники допели прощальные песни. В субботу после ясного утра и не менее солнечного дня ближе к вечеру зарядил дождь, проводить посиделки у костра в ливень было бессмысленно. Воскресное утро было пасмурным. Но участники фестиваля все-таки высыпали на улицу. Парадокс, но как только зазвучали первые аккорды, снова пошел дождь. Никого из стоявших вокруг костра это не смутило.
«Следующий год у нас юбилейный, фестивалю – 10 лет, - объявила И.Конова перед отъездом. – Всех ждем в гости. Будет очень интересно. Программу слета начали придумывать уже сейчас».
Фото Евгении Габовой
Комментарии