Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 1 Ноябрь 2010, 16:02 3991 10

Казачество в Коми хочет построить патриархальную демократию и выйти на госслужбу (фото)

Некоторые не могут представить себе воинственных вольнодумцев на оленях и под коми народные песни. Представители казачьего сословия, наоборот, утверждают, что нынешние коми-пермяки – ни много, ни мало – потомки дружинников покорителя Сибири атамана Ермака, поэтому сегодня важно возрождать «героическое историческое наследие казачества, сыгравшего немаловажную роль в создании Российской империи».>

«КомиОнлайн» попытался разобраться в прошлом и настоящем казачества в республике.

Сразу после выхода указа президента России в 1992 году о реабилитации казачества в Воркуте зарегистрировалась первая в Коми общественная казачья организация «Казачий рубеж». В том же году в Ухте появилась станица «Ухтинская» от Кубанского казачьего войска, а через два года в Печоре, Сосногорске и немного позже в Сыктывкаре казаки объединились в свои союзы. С 2008 года на территории Коми действует Особый северный казачий округ (ОСКО).

По словам начальника штаба округа Юрия Белецкого, в Коми не знают подлинную историю вольного сословия, которая крайне необходима в печатном виде для воспитания будущих поколений казаков. Ю.Белецкий планирует написать на эту тему книгу.

«У нас были свои казаки – рассказал «КомиОнлайну» советник главы республики, атаман Особого северного казачьего округа Александр Пасечник. - В Коми ссылали раскулаченных и расказаченных, сюда переезжали их потомки. В республике присутствовали все виды казачьих войск: донцы, терцы, сибиряки, кубанцы и другие, они объединялись, но в то же время конфликтовали между собой. В начале 1990-х годов неорганизованные группы в самодеятельной амуниции у многих вызывали недоумение. Утрата традиций привела к тому, что кое-кто заслужил звание «ряженого». Сегодня мы подходим к тому, чтобы стать единым союзом».

Александр Пасечник

По словам А.Пасечника, еще креститель древних коми Стефан Пермский просил у московского князя прислать вольных воинов на Пермь Вычегодскую для охраны основанного им в Усть-Выми монастыря, а Ермак собирал здесь дружины перед походом за Урал. По словам Ю.Белецкого, именно с Ермаком коми-зыряне впервые ушли в Сибирь и узнали, что за «каменным поясом» есть другая жизнь, «разрушив легенду Калевалы – конца света, края мира».

Также начальник штаба ОСКО полагает, что нынешние коми-пермяки – это потомки дружинников Ермака, которые вернулись из похода в Сибирь. А фамилия Зырянов является чисто казачьей фамилией.

Сегодня в России насчитывается около семи миллионов казаков, в Коми живут более двух тысяч представителей сословия, которые желают возродить казачий уклад жизни. По их мнению, это не только обретение статуса воинского сословия, но и определенный образ жизни, православные и патриархальные семейные ценности, демократия («народоправство») в чистом виде, апробированная столетиями. «Как проходит казачий круг - полная демократия, - пояснил А.Пасечник. - В любой момент могут снять и атамана, и кого угодно, если он будет что-то не так делать. Руководителя города сегодня снять практически невозможно. В казачестве другая ситуация».

Большой казачий круг — это собрание представителей сословия, проходящее в соответствии со строгим регламентом, на котором решаются насущные проблемы. На нем обязательно присутствие священнослужителя. До сих пор казаки не сошлись во мнении, нужно ли допускать к обсуждению женщин. Между тем, современность диктует свои условия, поэтому на круге женщины присутствуют. В Коми в 2009 году, впрочем, с большого республиканского собрания казаков представительниц прекрасного пола выгнали. Противники подобной излишне устаревшей политики посчитали, что такое поведение казаков является проявлением необоснованных амбиций. Однако сторонники патриархального курса заявили, что женщина не воин, и делать на казачьем круге ей нечего, их мнение возобладало.

Ты казачка, я - казак...

В ряды сословия сегодня принимают 18-летних юношей с православными взглядами, или непосредственных потомков казаков, которые разделяют цели и задачи сообщества. Три месяца они проходят испытательный срок, после чего допускаются к дежурствам и служениям в православных храмах, охране общественного порядка, проходят военную подготовку: при этом используют не только современное, но и традиционное оружие, учатся верховой езде.

Казак с младых ногтей

До конца 2010 года Особый северный казачий округ планирует войти в реестр, то есть, встать на государственную службу официально. При этом входящие в округ станицы Сосногорская и Печорская уже с 2007 года несут военную службу. По словам атамана Сосногорского городского казачьего общества Владимира Чуры, только реестровые казаки имеют право носить погоны и совместно работать с государственными структурами, получая за это зарплату.

После вхождения в реестр казаки получают унифицированную форму, герб, знамя, которые утверждает президент РФ, и официально могут работать во всех федеральных структурах. К примеру, сегодня уже создано казачье подразделение в министерстве обороны РФ, куда направляются молодые люди, чтобы охранять границы страны. Казаки планируют заниматься лесоохраной, рыбоохраной, нести службу в МЧС. В Усинске уже есть договоренность о создании отдельного противопожарного подразделения, состоящего из казаков. «Сегодня мы работаем, можно сказать, на любительской основе, как общественная организация, – пояснил А.Пасечник. – Это никого не устраивает». Кроме того, представителям вольного сословия после вхождения в реестр будут обязаны выделить землю.

По его словам, в Калининграде казаки уже создали войско, вдоль границы с Польшей стоят казачьи заставы, потомки вольных воинов несут службу на пропускных пунктах. Схожая ситуация складывается в Псковской области и на Юге России. Терское казачье войско отвечает за охрану административной границы с Чеченской Республикой. «Здесь государство финансово обеспечивает программу переселения казачества на исторические территории, поддерживает восстановление станиц, фермерских хозяйств. Власть в Коми также уделяет развитию казачества серьезное внимание, - подчеркнул атаман. – Землю для своих нужд хутор получил под селом Зеленец Сыктывдинского района Коми».

По сути, сегодня казачество в Коми из общественной структуры превращается в государственную. Численность его на территории республики достаточна, чтобы войти в госреестр, уверены руководители северного округа. Но при этом к созданию в Зеленце новой станицы - административной единицы, состоящей из одного или нескольких сельских поселений, казаки пока не готовы: не хватает людей.

В современном обществе представление о казачестве складывается на основе выступлений творческих коллективов, работы кадетских корпусов. В республике успешно воспитывают кадетов в Сосногорске. В других районах считают, что такое образование слишком накладно. «Нас упрекают в том, что мы воспитываем боевиков, - рассказал А.Пасечник. - Но это не так. Одно дело — война, другое — нравственно-духовное воспитание, а именно высочайшая степень патриотизма, готовность действовать и отсутствие корысти, чего не дают в школе. Дети сегодня становятся оцифрованными и жестокими».

Сегодня многие не делают различий между общественными организациями казачества и реестровыми казаками, в то время как вторые являются полноправными военными и имеют соответствующие обязанности и права. Неопределенность, смешение понятий порождают комедийные ситуации среди самих казаков.

Впрочем, по мнению сыктывкарского писателя Григория Спичака, говорить о казачестве как о реестровых подразделениях – значит не понимать сути самого явления. «Это, прежде всего, дух, вольница, культура. Классическое казачество не оставляло потомкам особых материальных ценностей, - пояснил он. - Они были заняты войной и ничего не ценили, кроме хорошего оружия и лошадей. Зато оставили легенды».

Как пояснил «КомиОнлайну» заведующий сектором отечественной истории института языка, литературы и истории Коми научного центра Михаил Таскаев, в Коми казачества как явления никогда не существовало. На территории республики не было войска и подразделений, хотя здесь жили отдельные представители сословия. Они не играли сколько-нибудь значимой роли в становлении государственности республики.

Кроме того, по словам ученого, казаки попали за Урал несколько веков назад благодаря пермякам и зырянам, а не наоборот, так как коми еще до похода Ермака знали тропы и служили разведчиками. По разным данным, в проводники во время похода за Урал Ермак взял около 40 пермяков и зырян.

Казаки стали появляться на территории Коми только в XX веке, будучи отправленными сюда в ссылку и места лишения свободы, отметил историк.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама